А. Максимов, ассоциации у населения этот фрагмент вызвал самые неприятные(9).

«Яркий пример». Суть этой техники сводится к тому, что коммуникатор в качестве доказательства какого-либо тезиса выбирает один очень яркий пример, который может оказать сильное эмоциональное воздействие на публику, ориентируя ее на периферийный путь обработки информации. Вот как этот прием был использован командой Дж. Буша в ходе предвыборной борьбы за президентское кресло в 1988 году против М. Дукакиса.

Буш серьезно отставал от своего соперника по предвыборной борьбе. Но тут произошел случай, который очень удачно удалось раскрутить его команде, — была изнасилована женщина и ранен ее спутник. Дело было в том, что Дукакис, будучи губернатором штата Массачусетс, ввел практику предоставления заключенным этого штата «увольнительных». В основном эта практика была эффективной, так как она позволяла заключенным лучше ориентироваться в мире за пределами тюрьмы, легче проходить в дальнейшем социальную реабилитацию, и практически она не сопровождалась какими-либо осложнениями. За одним исключением, когда осужденный, получив увольнительную, совершил побег, изнасиловал женщину и ранил ее спутника. Именно этим случаем и воспользовалась команда Буша.

По телевидению был организован показ серии фотографий из уголовного дела указанного преступника, что вызвало очень сильный отклик у многих американцев, испытывающих страх перед разгулом уличной преступности и недоверчиво относящихся к программе предоставления преступникам увольнительных. Дукакис пытался разъяснить свою позицию, приводил различные факты и цифры, но эффект «яркого примера» оказался настолько действенным, что, по мнению политических аналитиков, именно он сыграл главную роль в изменении отношения избирателей к Дукакису (10).

Техника «яркий пример» нацелена на то, чтобы направить процессы атрибуции большинства не искушенных в политике людей в русло понятных им причинно-следственных связей и обеспечить тем самым закрепление в их сознании соответствующего образа.

Мы перечислили лишь часть техник интерпретации. В практике убеждающей коммуникации их значительно больше: от этически неприемлемых суггестивных техник (техник внушения), направленных на отключение сознания человека и внушение ему определенных установок, до вполне респектабельных, предполагающих предоставление обширной информации и ориентированных на внутреннюю работу человека с ней. Цель всех этих техник заключается в том, чтобы сделать информацию понятной людям, «помочь» уложить транслируемые мнения и суждения в смысловые рамки их сознания. Для превращения этих мнений и суждений в убеждения надо сделать еще один шаг — закрепить их в памяти людей.

4.4. Техники подкрепления

Назначение техник подкрепления — облегчение процесса запоминания людьми тех мнений, суждений и образов, которые могут стать основой для формирования устойчивых убеждений и установок, соответствующих целям политических кампаний.

Напомним, что если информация обрабатывается по центральному пути, то она достаточно сильно запечатлевается в памяти человека. Поэтому одним из приемов, используемых субъектом политического управления для закрепления информации, является предоставление достаточного количества аргументов, фактов, концептуальных схем критически мыслящим людям, чтобы они могли использовать этот материал для внутренней, интеллектуальной работы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒