Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

В некоторых случаях можно даже не утруждать себя поиском конкретного эксперта. Дело в том, что даже такие обезличенные выражения, как «по мнению экспертов...», «как говорят специалисты...», «большинство экономистов считает...», обладают определенной магией, они придают убедительность словам, произносимым политиком перед аудиторией.

Применяя техники «привлечь эксперта», «заловить знаменитость», необходимо иметь четкое представление, кто и для какой аудитории может стать лидером именно политического мнения, иначе усилия, потраченные для привлечения людей престижа или экспертов, будут использованы напрасно. Например, молодые люди в мае 1996 года на вопрос, какова будет ваша позиция, если вы узнаете, что названные исполнители будут на президентских выборах голосовать за Бориса Ельцина, ответили следующим образом (в процентах)*:

А.Пугачева

Ф.Киркоров

«Машииа времени»

Это усилит мое намерение участвовать и голосовать за Ельцина

Это оттолкнет меня от участия в выборах

Это подтолкнет меня проголосовать за кого-то другого

Это вообще не окажет на меня никакого влияния

Затрудняюсь ответить

Как видно из приведенной таблицы, прежде чем применять технику «заловить знаменитость», следует выяснить, насколько влиятельно политическое мнение артиста или музыканта для публики.

Еще одна техника, используемая в политических кампаниях для повышения кредитности доверия к информации, — «ссылка на авторитеты». Содержание этого приема заключается в приведении высказываний личности, обладающей высоким авторитетом в обществе или в определенных его слоях, о позиционируемом политике или политической организации, о тех программных целях или идеях, которые отстаивает этот политик и, т.п. Например, в рекламной листовке подчеркивается: президент страны сказал, что политик JV обладает незаурядными организаторскими способностями. Авторитет президента придает дополнительный «вес» информации.

Однако нередко высказывания авторитетной личности буквально «притягиваются за уши», поскольку не имеют прямого отношения к данному политику. В этом случае «ссылка на авторитеты» может выглядеть примерно следующим образом: президент сказал, что любой политик должен обладать незаурядными организаторскими способностями, а кандидат ./У именно таким и является. Отсутствие прямой связи между высказыванием президента и данным кандидатом далеко не всеми легко распознается.

Разновидностью вышеописанной техники является техника «эффект имени», когда то или иное суждение приписывается авторитетному лицу. Эта техника используется в том случае, если коммуникатору необходимо убедить людей в справедливости определенного тезиса. В ходе классических экспериментов американских психологов С. Аша, а позднее Р. Брауна было установлено, что смена «авторства» ведет к существенному изменению отношения людей к приводимому высказыванию, что они с большим одобрением отно сятся к суждениям, принадлежащим, по их мнению, тем людям, которые вызывают у них позитивную оценку (8).

«Техники доверия» могут основываться и еще на одной особенности отношения людей к коммуникаторам. Мы склонны больше доверять таким же, как мы, т.е. тем, кто живет с нами в одном городе, кто принадлежит к той же социальной группе. Использование такого вида доверия реализуется в технике «личные свидетельства».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒