Вторая техника — «разжижение информации», т.е. растворение невыгодной информации среди другой. Эта задача решается обычно путем увеличения объема информации по данной проблеме. В этом случае вбрасывается дополнительная, нейтральная информация, которая «оттягивает» на себя часть внимания, обращенного публикой на нежелательные для субъекта политического управления факты или события. Например, организаторам политической кампании невыгодно, чтобы публика обсуждала определенный факт биографии политического деятеля. Прием «разжижения информации» будет заключаться в том, чтобы организовать вброс дополнительной информации, где подробно и обстоятельно будет рассказываться о малозначимых событиях вокруг этого факта. Этот прием основан на экспериментально доказанном наблюдении, что включение второстепенной информации может ослабить, т.е. сделать менее убедительным, воздействие релевантной, значимой информации.

Третья техника — «активизация шумов», или создание информационного шума, мешающего людям сконцентрировать внимание на нежелательной для субъекта политического управления информации. Речь идет о подаче такого количества новостей, когда становится невозможным выделить что-то важное и значимое. Информационный шум может создаваться и обилием разноречивых комментариев, каждый из которых претендует на право быть единственно истинным.

4.2. Техники доверия

Эта группа техник основана на знании такой особенности восприятия людей, как отношение к коммуникатору. Чем больше кредит доверия коммуникатору, тем выше вероятность того, что реципиент примет на веру распространяемую им информацию. «Тех ники доверия» предназначены главным образом для тех, кто выбирает периферийный способ обработки информации, так как именно для них наиболее значимым является, кто говорит.

Поскольку в основе умелого использования «техник доверия» лежит хорошее знание субъектом политического управления эффекта воздействия «лидеров мнений» на их аудитории, то сами техники носят специфические названия — «привлечь эксперта», «заловить знаменитость».

Задача привлечения экспертов решается достаточно легко. В современном обществе можно найти эксперта практически по любому вопросу. Более того, можно, например, найти эксперта-экономиста, который будет говорить о необходимости увеличения пошлин на экспортируемые ресурсы, но если этот тезис противоречит содержанию вашей политической кампании, то можно найти другого экономиста, который не менее убежденно будет доказывать обратное.

Часто в политических кампаниях распространяют специальные рекламные листовки, в которых рядом с портретом известного актера или писателя приводится его высказывание об определенном политическом деятеле. Например, во время президентской избирательной кампании Ельцина в 1996 году в листовках приводились «цитаты» из выступлений различных знаменитых людей: Константин Рай кин, актер: «Если бы мой отец был жив, он голосовал бы вместе со мной — за Ельцина»; Элина Быстрицкая, актриса: «На Ельцина можно понадеяться как на человека»; Владислав Третьяк, хоккеист: «Ельцин и спорт — неразделимы» (7).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒