а)    эффективное использование техник убеждающей коммуникации возможно только в том случае, если субъект политического управления обладает достаточными знаниями о когнитивной и мотивационной системе личности, об особенностях ментальных процессов, влияющих на понимание ею информации;

б)    создание новых техник, позволяющих субъекту политического управления выходить за пределы шаблонных решений, также возможно только при обладании им указанными выше знаниями.

Вот почему при описании техник убеждающей коммуникации мы будем главное внимание уделять не столько их многообразию, сколько объяснению их истоков, связи с психическими процессами восприятия, интерпретации и усвоения информации личностью.

Все техники убеждающей коммуникации можно разделить на четыре группы:

1.    Приемы, используемые для воздействия на внимание людей к соответствующей информации, — «техники внимания».

2.    Приемы, направленные на повышение кредитное™ доверия населения к информации, — «техники доверия».

3.    Приемы, позволяющие влиять на процессы понимания человеком информации, — «техники интерпретации».

4.    Приемы, обеспечивающие закрепление информации в памяти, — «техники подкрепления».

Рассмотрим последовательно каждую группу техник.

4.1. Техники внимания

Мы уже говорили в предыдущих главах о роли внимания в процессах восприятия информации, о влиянии внимания как на формирование убеждений, так и на мотивацию политического действия. Убеждающая коммуникация не состоится, если информация, распространяемая субъектом политического управления, не преодолеет порог внимания.

Чтобы в перенасыщенном информационном пространстве привлечь внимание человека, необходимо либо придумывать что-то новое, необычное (эффект выпуклости), либо готовить публику к принятию информации, подогревать интерес (эффект ожидаемо-сти).

Эффект выпуклости реализуется с помощью такой техники, как «необычный образ». Данная техника используется в различной рекламной продукции. Ее основной смысл — сделать рекламный плакат или ролик, листовку или статью в газете такими по форме исполнения, чтобы они непроизвольно притягивали внимание людей. Решается эта задача с помощью ярких красок, контрастных цветов, необычных шрифтов, смены мелодии, оригинального дизайна или видеоряда.

Для привлечения внимания к действиям политиков используется техника «производства событий» или «создания информационных поводов», когда событие, к которому будет приковано внимание аудитории, направлено и тщательно готовится. Более подробно об этой технике будет сказано в главе VII. Здесь же обратим внимание на одно важное обстоятельство. Во время избирательных кампаний, когда команда каждого кандидата пытается создавать все новые и новые информационные поводы, внимание к ним со стороны публики притупляется. Можно ли повысить интерес избирателей к информации об определенном кандидате в этих условиях?

Для этого случая есть прием, получивший название «завышение информационного повода». Завышение информационного повода — это намеренное приписывание событию большей значимости либо фиксация внимания на тех деталях, которые всегда вызывают у публики повышенный интерес. Как правило, публику интересуют интимные подробности личности политика, особенности его поведения. Если журналистам удастся во время репортажа сфокусировать внимание на подобного рода деталях, то в этом случае зрители или читатели с большей вероятностью обратят внимание на информационный материал.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒