Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

в)    быть ярким, легко восприниматься;

г)    быть понятным, т.е. соответствовать языковым нормам культуры общества;

д)    быть запоминающимся.

Только при сочетании этих характеристик слоган может превратиться в действенный фактор убеждающей коммуникации.

В период предвыборной гонки на человека обрушивается масса политических слоганов. Что надо сделать, чтобы слоган не затерялся в лавине политических фраз-конкурентов? Есть несколько приемов, которыми должны владеть политические менеджеры, чтобы помочь людям облегчить восприятие политического слогана и сделать его более удобным для запоминания.

Во-первых, можно использовать созвучие или фонетическое сходство между несколькими словами. Например: «Борис, ты борись!» В этом слогане очень удачно сочетаются фонетическое сходство двух слов и смысл обращения. К сожалению, этот прием нельзя широко использовать при создании политических слоганов, так как возможности такого органичного сочетания смысла и созвучия ограниченны. Нельзя ради созвучия жертвовать смыслом слогана.

Во-вторых, можно обратиться к рифме, подразумевающей созвучие окончаний слов. Например: «Чтобы власть взялась за ум, нужен президент Шаккум!», «Чтобы жизнь прошла недаром, голосуйте за Гайдара!» Рифма облегчает запоминание фразы, но в политических лозунгах рифму надо использовать осторожно, чтобы поиск рифмующегося слова не увел в сторону от первоначального содержания слогана.

В-третьих, можно создать ритмическое построение фразы, т.е. определенное сочетание ударных и безударных слогов. Этот прием очень распространен в политической слоганистике, так как в наибольшей степени позволяет и найти нужные слова, и грамотно построить фразу, и выразить смысл обращения. Приведем в качестве примера слоганы некоторых политических партий и объединений, участвовавших в предвыборной борьбе в Государственную Думу в 1999 году: «Честность во власти — порядок в стране» (объединение «Яблоко»), «Верьте только делам» (объединение «Отечество — Вся Россия»), «Сила России в нас» (блок Жириновского), «Порядок в стране — достаток в доме» (КПРФ).

В-четвертых, можно использовать многозначность слов. Например, рекламные акции Союза правых сил в преддверии выборов в Государственную Думу в 1999 году проходили под лозунгом «Ты прав!». В этом лозунге была хорошо обыграна многозначность слова «правый» в русском языке: с одной стороны, это те, кто правы, не ошибаются, а с другой — это те, кто принадлежит к правым политическим силам, кто придерживается либеральных взглядов. Многозначным являлся и лозунг избирательного объединения «Единство»: «В единстве наша сила!»

В-пятых, можно сделать акцент на визуальном восприятии лозунга и выделить графически самостоятельное слово с собственным значением. Например, слоган Конгресса Русских Общин (КРО) в избирательной кампании 1995 года изображался на плакатах следующим образом: «Никто КРОме нас с Вами!»

Поскольку политический слоган должен отражать главную тему информационной кампании, то нередко возникает страх перед необычными, яркими лозунгами, появляются опасения, что массы не поймут лозунг, а политические противники передернут его и выставят кандидата в нелепом виде. Однако, как отмечают Е. Малкин и Е. Сучков, «передернуть можно любой слоган. Более того, работая со слоганом, конкуренты в некоторой степени работают и на кандидата. Во-первых, они за свой счет внедряют его в сознание избирателей; во-вторых, вбрасывают выигрышную для кандидата тему в избирательную кампанию»(5).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒