Сюжетная линия в убеждающей коммуникации — это совокупность взаимосвязанных действий, событий, образов, раскрывающих один из аспектов центральной темы.

В основе выбора сюжетных линий должны лежать два принципа. Первый — сюжетная линия должна «работать» на раскрытие темы. Например, если центральная тема определена следующим образом: «Терроризм — это зло, российская армия в Чечне ведет борьбу с терроризмом», то сюжетные линии должны раскрывать суть проблемы. Они должны показывать реальные проявления терроризма (убийства мирных жителей, взрывы жилых домов, захват заложников), горе людей, подвергшихся нападению террористов, опасения перед возможными атаками террористов, а также примеры мужественных действий российских воинов, противостоящих вылазкам бандитов, и т.д. Введение сюжетов, не относящихся к центральной теме, будет только создавать дополнительные шумы в информационном пространстве, а следовательно, препятствовать адекватному восприятию населением значимой, с точки зрения политических менеджеров, информации.

Второй принцип выбора сюжетных линий — доступность их понимания широкими слоями населения. Важно, чтобы людей трогали события, образы, составляющие содержание той или иной сюжетной линии, вызывали у них соответствующий эмоциональный отклик. Добиться этого можно, только изучая те реальные представления, опыт, ожидания, ценностные ориентации, которые определяют восприятие и отношение людей ко всему происходящему.

Выше уже приводился пример того, как вырабатывалась центральная тема избирательной кампании Ельцина в 1996 году. Отметим также, что параллельно в фокус-группах выявлялись и различные образы, события, вызывавшие сильные эмоциональные переживания и ставшие в последующем основой для соответствующих сюжетных линий в схеме убеждающей коммуникации: пустые прилавки и длинные очереди, отсутствие свободы слова и права реально отстаивать свои интересы, политические заключенные и ГУЛАГ, преследование инакомыслящих и угроза гражданской войны.    ,

Специфика сюжетных линий в убеждающей коммуникации за- “ ключается в том, что каждая из них может рассматриваться как само-стоятельная тема, как своеобразный модуль. В рамках масштабных политических кампаний каждая сюжетная линия разрабатывается отдельной группой аналитиков и политических технологов и продвига- 1 ется по каналам коммуникации самостоятельно. Сюжетные линии ; могут быть многоуровневыми, требующими дальнейшей детализа- \ ции, а могут сразу воплощаться в различные информационные} продукты, отражающие тот или иной аспект соответствующей сю- .? жетной линии.

После выбора сюжетных линий, т.е. основных аспектов централь-: ной темы убеждающей коммуникации, начинается их детальная разработка.    I

Разработка сюжетной линии — это процесс постепенного предг ставления идеи в событиях и лицах. Этот процесс можно сравнить с написанием сценария. Но это — сценарий особого рода, в его постановке будут участвовать не артисты, а реальные люди и исторические персонажи. Например, сюжетная линия «товарный дефицит в коммут нистической России» может быть разыграна как демонстрация или напоминание о пустых прилавках, о длинных очередях, о мытарствах женщин, пытающихся достать дефицитные продукты, о талонах на водку и т.д.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒