Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

*

Выбору центральной темы убеждающей коммуникации обязательно должно предшествовать масштабное социологическое исследование, ориентированное на выявление тех проблем, которые волнуют большинство. Целесообразным бывает проведение обсуждений злободневных проблем в фокус-группах. Такие обсуждения позволяют выявить иерархию проблем и отсечь те из них, которые воспринимаются людьми как менее значимые.

Примером правильного подхода к определению центральной темы является деятельность команды, осуществлявшей подготовку к. проведению избирательной кампании Ельцина на президентских выборах в 1996 году. После неудачной попытки раскрутить тему

«Ельцин — главный реформатор страны» была проведена большая работа с фокус-группами. В ходе обсуждений выяснялось, что больше всего людей волнует проблема реставрации коммунистического режима в стране, их пугают длинные очереди, нехватка продуктов, национализация, а самое главное — угроза гражданской войны. Как отмечал Р. Дрезнер, американский политический консультант, привлеченный к участию в подготовке предвыборной кампании Ельцина, «многие испытывали ностальгию по советским временам и никому не нравился президент — но еще меньше нравилась возможность бунтов и классовой войны. Выбирайте Ельцина и, по крайней мере, все будет спокойно — вот та линия, которую мы хотели провес-1И» (3). Так в ходе общения с людьми вырисовывалась главная проблема, которая волновала многих россиян в то время, — страх перед возможной реставрацией коммунистического режима и выданные этим опасения утраты завоеваний демократической России.

Выяснив главную проблему, волновавшую большинство россиян, политическим менеджерам нужно было сделать еще один шаг — «встроить» фигуру Ельцина в эту проблему. Для позиционирования положительного образа кандидата необходимо осуществлять «встройку» таким образом, чтобы политик однозначно оказался на стороне сил «добра», прогресса, демократии. Фигура Ельцина позволяла это сделать однозначно. Так рождалась тема победной избирательной кампании — «Реставрация коммунистического режима — это зло. Коммунистов надо остановить во что бы то ни стало. Единственной альтернативой коммунистам является Ельцин». В этой теме было все, на чем дальше можно было выстраивать систему убеждающей коммуникации, — знание людей о невинных жертвах коммунистического режима, о концентрационных лагерях, о длинных очередях за продуктами, о нехватке товаров первой необходимости и одновременно — негативные эмоциональные переживания: страх, ненависть, растерянность, страдания.

На парламентских выборах 1999 года центральными темами стали: в избирательной кампании КПРФ — борьба с антинародным режимом, избирательного блока «Единство/Медведь» — спасение России и наведение конституционного порядка, Союз правых сил позиционировался как партия будущего, способная решить стоящие перед страной проблемы. На наш взгляд, именно четкость темы убеждающей коммуникации позволила указанным выше избирательным объединениям достаточно успешно выступить на парламентских выборах. И напротив, неопределенность, размытость центральных тем в избирательных кампаниях «Отечества — Вся Россия», «Яблока» и


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒