Мы назвали эту главу «Убеждающая коммуникация», чтобы подчеркнуть основное назначение сложного процесса производства информации в политической кампании. Информация создается не ради нее самой, а ради оказания воздействия на мотивацию многих людей, рассматриваемых в качестве объекта управленческого воздействия. Информация должна быть такой, чтобы формировать их мнения и взгляды, убеждения и ценностные ориентации в соответствии с целями управляющего субъекта. Иными словами, понятие «убеждающая коммуникация» указывает на неразрывную связь двух видов управления в политической кампании — управления процессами мотивации и управления процессами коммуникации.

Таким образом, убеждающая коммуникация — это процесс создания субъектом политического управления целого комплекса информационных продуктов с целью формирования, подкрепления или изменения взглядов, убеждений, установок населения в соответствии со своими политическими целями.

1. Основные виды убеждающей коммуникации

Для того чтобы лучше понять особенности процесса создания информации и в чем заключается суть техник, приемов убеждающей коммуникации, используемых менеджерами политической кампа нии, нам необходимо сделать одно небольшое отступление и дополнительно познакомиться с некоторыми особенностями обработки индивидом информации. Эти особенности впервые были проанализированы и описаны в 80-е годы американскими психологами Ринардом Петти и Джоном Качоппо. Их концепцию мы приводим в изложении Н. Богомоловой (1).

Людям свойственны два способа переработки информации. Первый способ — центральный, или прямой, — предполагает глубокую обработку индивидом полученной информации, выражающуюся в стремлении тщательно обдумать содержание полученного сообщения, понять логику аргументов, оценить их состоятельность, качество.

В этом случае реципиент как бы погружается в размышления, сосредоточивает внимание на аргументации, стремится к более или менее всестороннему анализу различной информации. Например, принимая сообщение о намерении участвовать в президентских выборах нескольких кандидатов, человек стремится побольше узнать о них, проанализировать их программы, понять, какие политические силы и группы интересов они представляют.

Второй способ — периферийный или косвенный — предполагает поверхностную обработку информации, когда индивид не стремится глубоко вникнуть в содержание сообщения, обращает внимание прежде всего на сопутствующие или случайные факторы, например на привлекательность оратора, на цветовую гамму рекламного сообщения, на особенности обстановки и т.п. Человек как бы полагается на свои ощущения, он не подвергает критическому анализу результаты первичной категоризации и атрибуции. В этом случае на принятие им решения «голосовать за кандидата N» начинают влиять такие факторы, как внешность кандидата, насколько уверенно он говорит, какие использует речевые обороты, кто выступает в его поддержку.

Наличие двух способов обработки индивидом информации дает основание для выделения в политической практике двух видов убеждающей коммуникации:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒