Построение баланса запасов: стратегическое решение

У таких торговцев, как Abercrombie & Fitch и County Seat, ресурсы весьма ограничены. В краткосрочном периоде размер магазинов фиксирован; каждый из них «вмещает» строго определенное количество товаров. Финансовые ресурсы, отводимые на закупки, тоже не безграничны, поэтому торговцам приходится принимать решения в отношении всех трех составляющих баланса запасов: разнообразия, ассортимента и уровня сервиса (о балансе необычных запасов в San Diego City Store см. пример 8.1).

Как строится баланс запасов в розничной торговле? Это зависит от маркетинговой стратегии. Специализированные магазины наподобие Abercrombie & Fitch стремятся предложить своим целевым потребителям сделать все покупки сразу. В них представлено множество товарных категорий, товаров, предназначенных и для мужчин, и для женщин. Как следствие, такие магазины физически и финансово не могут позволить «углубиться» в каждую категорию, равно как и обеспечить достаточно высокий уровень сервиса (когда в запасе непременно присутствуют все виды товаров). И наоборот, целевой рынок County Seat заинтересован именно в джинсах, и поэтому компания предлагает глубокий ассортимент в ограниченном числе товарных категорий. Уровень сервиса здесь высок — фирма не желает отказаться от хотя бы одной сделки только потому, что в магазине не оказалось джинсов подходящего размера. Если хотя бы одна из трех составляющих — разнообразие, ассортимент или уровень сервиса — не соответствует ожиданиям или потребностям покупателя, розничный торговец, что наиболее вероятно, должен навсегда с ним попрощаться.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УПРАВЛЕНИИ ТОВАРОМ ИНСТРУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В последующих разделах будут представлены несколько концепций, имеющих большое значение для успешного управления товаром в розничной торговле. Прежде всего неотъемлемым элементом любого плана закупок является прогноз сбыта. Предваряет рассмотрение проблемы прогнозирования описание концепции жизненных циклов товарных категорий.

Но прогноз сбыта — один из элементов планирования закупок. Цель, которую ставит план торговой компании, — получение прибыли. Поэтому мы подробно рассмотрим один из важнейших, имеющих большое значение для процесса управления товаром показателей прибыльности — оборачиваемость запасов.

Оценка жизненного цикла

Принимая решения о закупках, менеджеры должны иметь представление, насколько хорошо (или плохо) та или иная категория товаров будет продаваться в каждом будущем периоде. Как правило, товарные категории развиваются по определенному, заранее известному сценарию. При выходе товара на рынок объем его продаж невелик, постепенно он возрастает, некоторое время остается неизменным и в конце концов наступает стадия спада спроса. Впрочем, в зависимости от товарной категории данный сценарий нередко претерпевает изменения, притом значительные. Однако знание фазы жизненного цикла, на которой находится определенная товарная категория, позволяет менеджерам по закупкам предсказать, какие товары будут приобретать покупатели, какое разнообразие они ожидают увидеть, какой будет природа конкуренции, разработать мероприятия по продвижению товара и установить его цену.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒