Размещение товаров в отделах. Использование планограмм

Чтобы определить место размещения в отделе конкретного товара, многие розничные торговцы (в особенности универмаги, специализированные магазины и им подобные) составляют специальные карты-планограммы. Планограмма — это составленная из фотографий диаграмма, показывающая, где должна находиться каждая ТЕ. Для магазинов, предлагающих основной ассортимент товаров (продовольственные и магазины низких цен), разработаны специальные компьютерные программы.

При компьютерном построении планограммы необходимо ввести номера моделей товаров или их штрих-коды, прибыльность каждого продукта, оборот, условия продажи, размеры упаковок и изображения продуктов.

Компьютер строит планограмму по заданным пользователем приоритетам. К примеру, если торговец поставил цель, чтобы лучшее место на прилавках занимали товары,- составляющие основную часть оборота, компьютер поместит их в соответствующие позиции. Если на первом месте стоит прибыль, компьютер рассчитает приоритеты различных мест на прилавке и оптимальное число ТЕ для каждого места. Затем в случае необходимости оценить влияние дополнительных мест или конструкций на показатели эффективности, планограмма корректируется.

Планограммы хорошо подходят и для размещения товаров, которые не умещаются в гондолах. Торговые компании The Gap и Banana Republic, например, разрабатывают для своих менеджеров специальные фотографии, на которых показывается, как следует выставлять товар. Универмаги Sears используют систему построения планограмм начиная с 1989 г.

СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТОВАРА

Существует множество способов эффективного представления товара покупателю. Выбирая, какой из них следует применить в конкретной ситуации, специалисты по планировке магазины исходят из следующих соображений. Во-первых, и это, пожалуй, самое важное, представление товара должно быть связано с имиджем магазина. К примеру, в некоторых магазинах все мужские рубашки с 36 до 43 размера размещаются в одном и тот же месте, что позволяет покупателям познакомиться со всеми представленными товарами. Данное размещение соответствует «упорядоченному» имиджу магазина. Другие торговцы размещают товары, комбинируя их по стилям или цветам. Такое представление вызывает ассоциацию с модным имиджем и более приятно с эстетической точки зрения, но покупателям приходится долго искать нужный размер.

Во-вторых, следует учитывать природу товара. Джинсы можно, не задумываясь, разложить по полкам, а вот юбки должны висеть, чтобы покупатели рассмотрели их фасон и дизайн.

В-третьих, способ представления товара зачастую определяется его упаковкой. В магазинах низких цен болты и гайки, например, продаются в небольших пачках, а в магазинах инструментов — поштучно. В последнем случае они сто ят значительно дороже, хотя сотрудники магазина не занимаются взвешиванием и упаковкой этих мелких предметов.

В-четвертых, представление товара зависит и от его потенциала прибыли. Низкоприбыльные и быстро реализуемые товары, к примеру школьные принадлежности в начале учебного года, не нуждаются в таких сложных и дорогих дисплеях, как авторучки Parker. Перейдем к конкретным способам представления.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒