Если в ключевых местах магазина поместить выпуклые зеркала, работники смогут видеть гораздо большую торговую площадь. Для наблюдения за видеока мерами достаточно одного центрального поста, однако само оборудование и оплата работников слежения может стоить очень дорого. Некоторые торговцы устанавливают неработающие камеры, которые внешне ничем не отличаются от действующих, что оказывает психологическое давление на воров.

Все это, конечно, способствует уменьшению воровства, но в то же затрудняет «жизнь» обычных покупателей. Фешенебельный магазин никак не выигрывает от присутствия охранников, зеркал и торчащих повсюду видеокамер. Примерка одежды, на которой висит электронная бирка, вызывает дискомфорт, не меньший, чем чувство, что в это время за тобой наблюдает видеокамера. Поэтому при выборе систем охраны необходимо думать не только о сокращении потерь, но и потенциальном снижении объемов продаж.

НАКАЗАНИЕ ВОРОВ. Многие торговцы придерживаются принципа неотвратимости наказания всех магазинных воров. Такая политика, по их мнению, способствует снижению числа преступлений. Некоторые даже судятся с ворами, требуя возмещения стоимости украденных товаров и времени, потраченного на судебный процесс.

Как уменьшить воровство работников

Если у работников магазина есть шанс украсть товар или деньги, они их украдут. Чтобы уменьшить воровство такого рода, необходимо тщательно отбирать работников, поддерживать атмосферу честности и единства, пользоваться услугами охраны, выполнять правила безопасности и внедрять системы контроля (см. рис. 12.5).

ОТБОР РАБОТНИКОВ. Многие фирмы предлагают будущим работникам пройти письменные тесты на честность и тщательно проверяют их характеристики. Одна из основных проблем, связанных с воровством работников, заключается в приеме наркотиков. Некоторые торговцы требуют, чтобы все новые работники проходили соответствующие тесты. Тестированию подлежат и работающие в компании сотрудники, за которыми числятся какие-либо нарушения, необычно большое число несчастных случаев и происшествий, прогулы и опоздания. Если тест дает положительный результат, им предоставляется возможность пройти программу реабилитации за счет фирмы. В будущем проводится случайное тестирование таких лиц, но с работы их не увольняют.

АТМОСФЕРА ЧЕСТНОСТИ И ЕДИНСТВА. Если работники чувствуют, что их уважают, считают членами команды, они отождествляют свои личные цели с задачами фирмы. Кража у работодателя становится эквивалентной краже у самого себя или собственной семьи. Ноте Depot и Toys «R» Us, например, предлагают своим работникам программы по приобретению акций компании.

ОХРАНА. Кроме охранников в форме торговцы используют «секретных агентов» — переодетых охранников, которые следят и предотвращают воровство работников магазина и его посетителей. Выглядят они, как обыкновенные покупатели, но внимательно следят за тем, чтобы продавцы правильно оформляли сделки.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ. В торговых фирмах устанавливается ряд правил, касающихся аспектов, связанных с воровством. Предлагаются специальные компьютерные программы для определения необычных действий сотрудников на кассовых терминалах, что позволяет выделить кассы, в которых обнаруживается особенно много недостач или осуществляется возврат товаров на значительные суммы (основные способы хищений кассиров магазинов. — Прим. перев.). Затем следует проследить за сотрудниками, работающими на этих кассах. Можно также проанализировать записи о сделках и выявить работников, которые проводят много возвратов товара или аннулирований сделок и не выбивают при этом чек.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒