(ЛБ = -0,6), что указывает на сбалансированность личностных свойств, снижение противоречивости, неустойчивости личности; средними показателями баланса вегетативной нервной системы (ВБ = +1,5), что означает доминирование тонуса симпатической нервной системы, ка-таболических обменных процессов, которые в свою очередь проявляются в усилении и учащении сердцебиения, в преобладании диссимилятивных обменных процессов; наконец, достаточно высоким уровнем работоспособности (Р = 16,6) и средним уровнем состояния стресса (С = 11,5).

Какие же зависимости функционального состояния от этих характеристик были получены в корреляционном анализе?

Прежде всего выяснено, что функциональное состояние (самочувствие) имеет отрицательные связи с гетерономностью (г = -0,265 при а = 0,020), стрессовым состоянием (г = -0,312 при а = 0,050) и положительные связи с работоспособностью (г = +0,240 при а = 0,050). При этом отрицательная связь означает, что с уменьшением значения коэффициентов гетерономности, стрессового состояния повышается уровень самочувствия. В психологическом смысле это означает, что низкие показатели гетерономности в виде усиления активности, инициативности человека ведут к повышению уровня самочувствия, а высокие — в виде усиления пассивности, сензитивности, зависимости — к понижению самочувствия.

Обнаружено также, что функциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) динамично. Изменение его показателей в учебном процессе происходит под влиянием гетерономности, стресса и баланса личностных свойств (ЛБ). Между ЛБ и АС существует отрицательная взаимосвязь (г = -0,117 при а = 0,0100). Это важный научный факт, подтверждающий реальность и действенность механизма динамического равновесия. Данный вывод основывается на том положении, что низкие значения интерпретационного коэффициента ЛБ отражают большую устойчивость личности, сбалансированность ее личностных свойств. Отсюда чем ниже значения коэффициента ЛБ, тем выше уровень функционального состояния, что соответствует отрицательному корреляционному коэффициенту и выше уровень мотивации, поскольку между мотивацией и некоторыми показателями функционального состояния (самочувствием, активностью, настроением) существует прямая и опосредованная положительная связь. Следовательно, уравновешенность, сбалансированность личностных свойств, их динами ческое равновесие является психологической базой для повышения уровня функционального состояния и мотивации. Данный факт подтверждается и другими связями, вскрытыми в процессе корреляционного анализа, например, между ЛБ и работоспособностью (г = +0,537 при а = 0,010), ЛБ и наличием стресса (г = -0,278 при а = 0,010), ЛБ и балансом автономной вегетативной нервной системы (г = +0,376 при а = 0,010).

Все эти связи показывают, что механизм динамического равновесия может проявляться в различных психических и психофизиологических свойствах личности через некоторые характеристики мотивации. Далее мы рассмотрим эти проявления с помощью корреляционного анализа экспериментальных данных, полученных при обучении учащихся информатике, алгебре и производству. Учебный процесс по информатике в отличие от других учебных дисциплин строился в соответствии с требованиями мотивационного механизма динамического равновесия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒