Уровень мотивации коррелирует и с другими показателями учебной деятельности личности: с ее самочувствием, активностью (после занятий), работоспособностью и с состоянием стресса. Однако эти корреляционные связи неоднородны, есть случайные, не отражающие истинных отношений анализируемых явлений. К такой случайной связи относится корреляция уровня мотивации с показателями самочувствия перед началом учебной деятельности (г = -217, а = 0,050). Получена отрицательная связь между уровнем мотивации и показателем активности личности, проявленной после окончания занятий. Она свидетельствует о том, что снятие мотивационного возбуждения не ведет к мгновенному снижению уровня активности и, наоборот, снижение активности или ее прекращение проявления в виде деятельности не снимает мотивационное возбуждение, оно остается еще достаточно высоким в течение определенного времени. Это остаточное мотивационное возбуждение мы называем мотивационной инерцией.

Примечательным является тот факт, что мотивация положительно взаимосвязана с работоспособностью человека (г = 0,222, а = 0,050). Чем выше работоспособность, тем выше уровень мотивации. Вместе с тем высокий уровень мотивации ведет к снижению стрессового состояния личности (г = -0,295, а = 0,001) при условии успешной реализации мотивационного возбуждения в деятельности. Наши наблюдения за конкретным учебным процессом показали, что всякие задержки в реализации мотивации, срывы выполнения заданий снижали уровень мотивации, но вместе с тем повышали стрессовые переживания. В этом, видимо, проявляется действие причинно-следственной цепочки, являющейся важной составляющей механизма динамического уравновешивания. Так, срыв перехода мотивации в результаты деятельности или «кризис реализации мотива» (Файзуллаев А. А., 1985, 1987) сублимируется в эмоциональную напряженность, в повышение уровня стресса. И напротив, сформированная мотивация, в основе которой лежит мотив достижения, снижает стресс, поскольку в мотиве имеются все необходимые условия для осуществления деятельности — регуляторные, целемоделирующие, побудительные и др. функции, и человеку нет необходимости испытывать новые напряжения в связи с принятием новых решений.

Корреляционный анализ выявил и другие зависимости мотивации, в которых просматривается действие ее психологических механизмов. Так, богатую информацию дает анализ связей между показателями самочувствия, настроения и показателями гетерономности, концентричности, личностного баланса, работоспособности, стресса. Эти важные психологические характеристики личности были получены с помощью интерпретационных коэффициентов Г. А. Аминева для теста М. Люше-ра (см. табл. 4). Было обследовано более 300 человек, из них для корреляционного анализа отобраны данные 88 испытуемых, поскольку они проходили комплексное обследование на протяжении всего эксперимента.

По показателям интерпретационных коэффициентов испытуемые характеризовались низким уровнем гетерономности (Г = -1,6), что означает выраженность их автономности, активности, инициативности, стремления к успеху, доминированию, самоутверждению личности; средними показателями концентричности (К = +0,7), т. е. слабой выраженностью сосредоточенности человека на своих проблемах; низкими показателями коэффициента баланса личностных свойств


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒