Таким образом, можно сделать вывод, что функциональное состояние организма в процессе выполнения человеком умственного действия периодически меняется. Вслед за повышением функциональной напряженности, связанной с преодолением сложности и трудности достижения результата действия, идет снижение этой напряженности. А это, в свою очередь, задерживает получение нужного результата при выполнении нового действия. Отсутствие результата (неуравновешенность) вновь повышает функциональную напряженность организма до оптимального уровня, обеспечивающей успешное выполнение действия, т. е. достижение фазы уравновешенности. Смена фаз напряженно сти, связанной с результатами действий, наблюдается на фоне возрастающей активности организма.

На основе полученных данных можно заключить, что последовательная смена фаз уравновешенности и неуравновешенности, вызываемая результатом выполняемого действия, является важным психологическим механизмом повышения мотивационного возбуждения чечовека. В этом более обобщенном генерализованном механизме исключительное значение имеют оценка и результат действия, о чем мы уже говорили ранее. Результат выступает в качестве существенного психологического механизма, который способен подстраивать мотивационное возбуждение, а посредством этого и функциональное напряжение организма. В психологической литературе (Степанский В. И., 1981; Коноп-кин О. А., 1973) то, что мы называем результатом как подстроечным механизмом мотивации и деятельности, определяется как критерий успешности, который может быть высоким, когда доминирует мотивация достижения, и низким, если преобладает мотивация избегания.

Однако действие результата, как мотивационного механизма, видимо, будет проявляться только при определенных условиях. По нашему предположению, его мотивационный эффект будет проявляться прежде всего в условиях эвристической поисковой учебно-познавательной деятельности, протекающей в форме взаимодействия учащихся, кооперации ихусилий. В условиях же штампа, формализации деятельности, отсутствия ее коллективных форм мотивационный эффект результата, видимо, будет резко снижен. Гипотетически объясняется это тем, что мотивационные состояния, согласно теории динамического равновесия, возникают в связанных с и с т е м а х, т. е. в условиях их взаимодействия. Только в этих случаях возникает последовательная смена состояний уравновешенности и неуравновешенности в функциональной структуре человека.

Для проверки этих предположений было проведено несколько серий экспериментальной работы. При этом использовались разнообразные методики, позволяющие в совокупности получать необходимые данные почти по всем основным мотивационным показателям.

Глава 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ

§ 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы увидеть проявление мотивационных механизмов, необходимо иметь исследовательский инструмент, т. е. метод, с помощью которого можно было бы выделить мотивацию и определить ее основные характеристики. По изменению параметров мотивации можно составить определенное представление о действии тех или иных механизмов, а это значит, выявить возможности этих механизмов в генерации мотивационных возбуждений. Таков в общем виде подход в исследовании вопроса проявления мотивационных механизмов в учебной деятельности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒