Все механизмы мотивации неоднородны, разноуровневые. На базе одних возникают мотивационные состояния, которые затем выражаются в тех или иных формах мотивации: мотиве, потребности, влечении и пр., на базе других происходит становление, формирование мотивации как конкретного реального побуждения поведения и деятельности, на базе третьих происходит реализация мотивации в виде преобразования внутренней и внешней среды человека.

Кроме того, механизмы мотивации имеют разную степень обобщенности и конкретизации. Одни из них способны обеспечивать активность поведения только в одной какой-либо конкретной ситуации. Они обладают высокой избирательностью. Всякие изменения ситуации прекращают действие механизма. Другие — более обобщенные, способные обеспечивать активность поведения в различных условиях и ситуациях. Третьи имеют статус всеобщего механизма. Его действие просматривается практически во всех случаях поведения и деятельности человека. Такие механизмы мы называем исходными, генерализованными.

Важно подчеркнуть, что действие любого механизма основывается на том или ином принципе, выражающем сущность механизма и его основные характеристики. Например, О. А. Конопкин (1980) на основе принципа единства сознания и деятельности выделяет ряд механизмов регуляции деятельности. К ним относит звенья психологической структуры саморегулирования: принятая субъектом цель; субъективная модель значимых условий деятельности; программа исполнительских действий; критерии успеха; информация о результате; решение о коррекциях. Все эти механизмы относятся к уровню сознательного регулирования как высшему уровню саморегуляции. В этом же направлении ведут разработку механизмов регуляции В. В. Карпов (1967), В. И. Сте-панский (1981), Г. 3. Бедный (1985). По существу принципы есть теоретические конструкты, отражающие содержательную сторону механизма.

Как известно, любая деятельность полимотивирована. Ее мотивационный состав иерархизирован, а это значит, что и механизмы мотивации тоже иерархизированы, определенным образом соподчинены. В совокупности они составляют систему механизмов, которая только и может реально обеспечивать необходимую мотивацию деятельности. Именно система, а не один единственный механизм, как утверждает Т. А. Ребеко (1987), способна развертывать деятельность, создавать компенсаторные возможности человека. Эта система включает в себя разные типы механизмов, среди которых есть и врожденные, и приобретенные, сложившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизиологические и психические, наиболее обобщенные и менее обобщенные, узкие, способные порождать и реализовывать мотивацию лишь в специфических условиях и ситуациях.

Так, к врожденным механизмам можно отнести различные предрасположенности, диспозиции, подражание, импринтинговые явления и пр. Они нередко становятся ведущими условиями возникновения неосознаваемой мотивации. Английский зоолог К. Мелланби, всю жизнь изучавший клещей, членистоногих, склонен утверждать, что к этому его побуждала, видимо, определенная предрасположенность. Именно она явилась тем механизмом, который породил неосознанный мотив изучать этих насекомых. мНе гнездится ли во мне какая-то глубокая психологическая потребность изучать феномен жизни в норе?— спрашивал себя К. Мелланби.— Не следует ли ученым проходить специальное психологическое обследование, чтобы проблемы, которые перед ними ставят, соответствовали их психологическим склонностям" (1976, с. 539).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒