Возникает вопрос о механизмах мотивации учебной деятельности, как наиболее специфической форме активности человека. Какие факторы, условия, причинно-следственная основа лежат в возникновении мотивации низшего и высшего уровня? Как проявляется мотивация? Каковы механизмы образования мотива, особенно учебной деятельности? Все эти вопросы непросты. Ответы на них пока не следуют из имеющегося учения о мотивации и мотивах, хотя в этом учении и есть очень важные теоретические предпосылки для формулирования гипотетических положений. Наши представления о мотивации и мотиве, высказанные нами во второй главе работы, значительно облегчают формулирование гипотезы об этих механизмах. Однако, чтобы допущения гипотезы были более понятны и обоснованны, необходимо предварительно рассмотреть само понятие психологического механизма, выявить его психологическое содержание и определяющие признаки.

Глава 3

МЕХАНИЗМ ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ КАК БАЗОВЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

§ 1. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ

Психологический механизм мотивации представляет собой отражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, закономерностей человеческого взаимодействия с окружающим миром. Отражение не закодированное, а открытое, содержательное, способное воплощаться в программу побуждения той или иной деятельности и поведения.

Психологический механизм определяется нами как система психических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами. Следовательно, определение отражает регуляторную и формирующую сущность механизма, но сам механизм не следует отождествлять с самим источником активности или с самой активностью.

Любой психологический механизм — это не физиологический или какой-либо иной код побудительного состояния, а раскодированный фактор этого состояния, выраженный в содержательных, образных, понятийных терминах и представлениях. Иначе говоря, психологический механизм — это субъективное "описание" или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.

Однако психологический механизм — не простая констатация этих процессов. Это определенный этап в последовательном взаимном преобразовании личности и объективных явлений, этап регулятивный, способный управлять различными энергетическими уровнями взаимодействия человека с окружающей средой.

Изучение психологических механизмов показало, что им присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведе ние. На этом основании их можно представить как закономерную связь факторов, условий, средств, структур различных отношений, связей, на базе которых возникают мотивы или другие какие-либо формы мотивации. В обобщенном виде можно сказать, что мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒