Этот принцип позволяет мотивы рассматривать в единстве с целью. Соединяя активную сторону сознания (цель) с инициатором, мы тем самым раскрываем сущность целеполагания. Здесь важно подчеркнуть, что цели как образы будущего результата деятельности сами по себе у человека не возникают. Они (образы) становятся, собственно, целью тогда, когда приобретают личностный смысл, то есть когда связываются с мотивом. Точно так же и мотив приобретает свою направленную побудительную функцию лишь в системе отношения с целью или, как очень точно об этом сказал Б. Ф. Ломов, когда образуется вектор "мотив — цель" (1984, с. 225). Психическая система "мотив — цель" представляет собой качественно новое образование, значительно отличающееся и от мотива, и от цели в отдельности. Это образование представляет собой мотивацию, как направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности.

Мотивация — это не механическое соединение цели с мотивом, это продукт отражательных процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями. Это качественное образование во площает в себе и энергетические свойства, и регулятивные. В мотивации человек осознает мотив и наделяет волевыми усилиями достижение цели (Ковалев В. И., 1974, 1981). Она внутренний механизм, организующий и направляющий деятельность человека на решение жизненных задач, требований социальной и природной среды, на преобразование этой среды.

На связь мотива с целью указывает в своей работе и А. К. Маркова. Разъясняя широкому кругу читателей понятие цели, как направленности на выполнение отдельных действий, входящих в состав деятельности, она пишет, что "цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности, учебного поведения. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивает реальное выполнение действия" (1983, с. 35). Умение ставить цели, по мнению А. К. Марковой, есть показатель зрелости мотивационной сферы школьников, их способностей к целеполаганию.

Для более глубокого и полного понимания ведущих принципов мотивации несомненно поможет работа А. Г. Асмолова (1982), в которой дается обоснованный анализ семи принципов деятельности. К ним он относит принципы предметности, активности, неадаптивности, опосредования, интериоризации и экстериоризации, принцип психологического анализа "по единицам" и принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Почти все эти принципы он рассматривает в единстве с их противоположностями (например, "Принцип активности как оппозиция принципу реактивности"), что, на наш взгляд, позволяет ему с диалектических позиций анализировать методологию деятельности и таким образом раскрыть ее внутреннюю природу и закономерности.

Ценность этой работы А. Г. Асмолова заключается в том, что в ней не только показан диалектический подход в анализе сложных теоретических положений, но и раскрыт мотив как единица целого, как системообразующий признак деятельности. По JI. С. Выготскому (1956), существенная черта такого анализа "по единицам" заключается в том, что его продукт несет в себе все основные свойства целого, в данном случае деятельности и личности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒