Третья группа — коммуникативные стимулы: разнообразные формы общения учителя и учащихся, связи и взаимосвязи, отношения и взаимоотношения самих учащихся (деловые, симпатии, дружбы, взаимной зависимости и ответственности, взаимопомощи и поддержки, сопереживания и т. д.), деловой, энергичный стиль деятельности учителя, его спокойный, ровный, положительный тон в общении с учащимися, его пример увлеченности, высокого интеллектуального уровня развития и др.

Г. И. Щукина считает, что эти стимулы, связанные с отношениями учащихся, являются для личности обучающегося подчас сильнее всех остальных(1971).

Четвертая группа — оценочно-престижные стимулы. К ним относятся школьная оценка, знаки отличия, звания, грамоты, средства поощрения и др.

Все перечисленные группы стимулов можно успешно использовать для возбуждения познавательной потребности учащихся только при определенных условиях. Под условием стимулирования следует понимать вспомогательные воздействия внешних и внутренних обстоятельств, раздражителей, которые обеспечивают полное проявление ответной реакции на действие основного стимула.

Далее на различных примерах покажем специфику основных групп стимулов, укажем на существенные условия их применения в реальных учебных процессах общеобразовательной школы.

Из всех стимулов познавательной потребности стимулы-значения и методические стимулы относятся к основным ведущим средствам побуждения. А среди них особое место занимают сами знания.

Как показали наши исследования, эффект побуждения знаниями и другими формами значений будет проявляться в том случае, если они заключают в себе новизну, значимость и необходимый уровень обобщения.

Здесь важно заметить, что сами по себе знания никакими этими свойствами не обладают. Это чисто субъективные признаки. Они возникают при восприятии сообщения о чем-либо лишь в сознании человека. В педагогике же термины «новизна», «значимость», «пробле-мность» начинают все чаще употреблять без какой-либо оговорки, полагая, что субъективность этих свойств видна сама собой. Новизна содержания сама называется некоторыми учеными стимулом, который вызывает ориентировочную реакцию учащихся.

Любой школьный предмет, как совершенно верно утверждает Г. И. Щукина, заключает в себе богатейшие возможности представлять ученикам разных возрастов то новое, что может поразить, удивить, озадачить. Это множество новых фактов, сведений, теорий, о существовании которых большинство учащихся ранее и не подозревало. Например, для стимулирования познавательной активности учитель так подал факт о росте растений (1968). Один голландский ученый взял 60 кг высушенной земли, заполнил ею кадку и высадил в эту землю стебель ивы весом 2 кг. В течение пяти лет иву поливали только дождевой или дистиллированной водой (лишенной минеральных солей). Через 5 лет дерево весило 60 кг, а земля в кадке — 59 кг 943 г. Вес дерева увеличился на 58 кг, тогда как вес земли уменьшился всего лишь на 57 г. У всех учеников был только один вопрос: за счет чего растение увеличилось в весе и размерах?


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒