5. Круглая форма. У этих людей обычно доминирует организаторская активность, но вместе с тем у них развиты и другие типы и виды активности. Им присуща беззаботность, они обычно любят комфорт, нежность, мягкость отношений и сами нежны, миролюбивы. Если у человека с круглой формой лица имеются еще и проницательные глаза, высокая переносица, то это совершенная личность. У нее быстрый и упорядоченный ум, они хорошие командиры.

Основные характеристики активности проявляются и в почерке человека при написании им текста. Так, геометрически выраженный почерк, когда имеется один стиль написания букв, пауз между буквами и словами, выражает энергичность, волю, высокую трудоспособность. Неровность же почерка означает импульсивность, вспышки, порывистость поведения. Дуги, петли, завитушки нередко выражают хвастливость, стремление к показному в поведении и деятельности человека. Угловатое написание букв "Ш" и "Т" выражает твердость, активность человека. Крупный почерк обычно указывает на стремление жить богато, на энергичность, а мелкий — на экономичность, сдержанность человека.

Таким образом, активность как интегративное свойство выступает в качестве базового условия деятельности, поведения и жизнедеятельности человека. Оно нуждается в дальнейшем всестороннем изучении на социально-психологическом, психологическом и психофизиологическом уровне.

Прежде, чем рассмотреть результаты экспериментального исследования мотивации, мотива, механизмов их формирования и развития, необходимо рассмотреть познавательную потребность, лежащую в основе познавательной мотивации, а главное рассмотреть стимулы ее возбуждения.

Потребности в учебных знаниях и познавательной деятельности, как правило, не возникают у ученика сами собой. Необходимо определенное сочетание условий и педагогических воздействий, чтобы эти потребности возбудились, стали мощным реактором познавательной активности учащихся.

В современной педагогической науке воздействия извне, вызывающие определенную ответную активность человека, называют стимуляцией. Она является важным и существенным компонентом процесса обучения. Такая роль стимуляции определяется тем фактом, что формирование знаний, умений, навыков, различных форм поведения учащихся возможно только на основе их собственной деятельности, которую, однако, нужно организовывать, направлять и контролировать.

В учебном процессе стимуляция познавательной активности осуществляется учителем посредством различных стимулов. Есть необходимость разобраться в понятии стимула, поскольку в педагогической литературе это понятие употребляется неоднозначно.

Что же называется стимулом и в чем состоит его сущность? В качестве стимула может выступать любое явление, предмет, слово — все то, что можно использовать для целенаправленного побуждения человека.

Поясним данное положение следующим примером.

В окружающем мире, в каждый момент нашей жизни, на нас действуют многие предметы и явления. Это и крик ребенка, и встречный человек, резкий ветер, движущийся транспорт, говор людей, реклама и т. д. Все эти предметы и явления, действуя на нас, вынуждают соответствующим образом реагировать, отвечать действиями или какими-либо иными формами поведения.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒