Человек, следуя этому положению, является активным существом. Эта активность чаще всего носит творческий характер. Но красивое положение о спонтанной активности как основе предрасположенности человека к деятельности не может помочь ответить на один вопрос:

какова причинная обусловленность спонтанности? Не может же активность появиться сама по себе, т. е. спонтанно. Видимо, есть какая-то причина, которая и порождает активность.

Этот вопрос был поставлен Е. В. Шороховой, когда она рассматривала понятие "физиология активности" на совещании по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности. Она правильно подчеркнула, что еще в древности было провозглашено, что нет действия без причины и все вызвано необходимостью, однако и поныне нередко толкуют о спонтанно действующих силах в организме, спонтанной активности мозга, особенном внутреннем возбуждении, которое первично формируется в мозгу, о действиях организма, недетерминированных раздражителем и не нуждающихся в пусковом раздражителе и т. д. (Шорохова Е. В., 1963).

В своем изучении активности человека мы учли эти критические положения Е. В. Шороховой и на основе данных экспериментального исследования попытались выделить непротиворечивые механизмы зарождения активности человека. Один из этих механизмов назвали механизмом динамического равновесия. В основе указанного механизма лежит взаимный переход состояний уравновешенности и неуравновешенности в связанных системах организма и личности. Так, если в одной из систем возникает уравновешенность, то в другой, с ней связанной, всегда возникает неуравновешенность, и она становится активной. Это происходит потому, что уравновешивание в одной системе всегда осуществляется за счет ресурсов другой системы. В ней и возникает неуравновешенность, что непременно порождает ее активность. Затем на основе активности этой системы происходит ее уравновешивание за счет ресурсов третьей системы, она тоже становится активной и так бесконечно.

Мы заметили, что нередко две системы становятся биполярными. Одна система уравновешивается за счет другой. Эта, другая, становится активной и уравновешивается за счет ресурсов первой, которая, в свою очередь, теряет уравновешенность, становится активной. Эти циклы многократно повторяются, обеспечивая развитие связанных биполярных систем.

В исследованиях активности и ее развития возникает вопрос о непрерывности или прерывности изменения активности. Некоторые ученые высказывают мысль о непрерывности развития активности, особенно на стадии созревания личности, которая длится, как известно, до 25-летнего возраста.

Мы же считаем, что развитие активности — это парциально-непре-рывный процесс. Имеются определенные паузы, когда развитие активности замедляется или даже останавливается. И имеются пики активности, когда все параметры активности максимально повышаются. Так, известно, что имеются суточные пики активности человека, во время которых повышается продуктивность познания, деятельность в целом, взаимодействие с окружающими людьми и совершенствование самого себя. Ниже даются эти пики активности и ее спады:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒