Наконец, был проведен кластерный и факторный анализ экспериментальных данных о мотивационных средствах, способных выступать в качестве мотивационных механизмов. К таким мотивационным средствам предположительно мы отнесли сами мотивы, отношения и направленность личности, ее черты характера и типологические особенности, общие и интеллектуальные способности, показатели воли, уровня притязания, статуса личности, социально-психологические показатели и пр. Иными словами, эти отражающие мотивационные свойства показатели позволили нам с помощью математических методов провести содержательный анализ мотивационных механизмов и выделить не только общие (генерализованные), но и конкретные механизмы, в которых проявляются эти общие. На этом этапе исследования решалась главная задача — строилась система мотивационных механизмов, являющихся реальной психологической основой возникновения, становления и формирования мотивации учебной деятельности.

В результате проведенного анализа были выделены три типа мотивационных механизмов. К первому типу относятся механизмы первого уровня обобщенности: идейная социализация, профессионализация, гармонизация, самоутверждение индивидуальности, фон группового настроения, репродуктивность — продуктивность, социальная перспектива, престижность, интроверсия, экстраверсия, адаптация. Ко второму — механизмы второго уровня обобщенности: творчества, личностной значимости, личностной индивидуальности, профессиональной направленности, социальной лабильности, успешности. И к третьему типу — механизмы высшего уровня обобщенности: динамическая уравновешенность, результат, устойчивость личности (гомеостаз), неуравновешенность.

Кроме того, по данным кластерного анализа в роли генерализованных механизмов могут выступать явления взаимной, последовательной индукции мотивации и явление инверсии мотивации. На основе этих явлений ряд ведущих мотивов учебной деятельности приобретают функции психологических механизмов по отношению к другим конкретным мотивам. Они образуют свои иерархии мотивационных средств.

В заключение необходимо подчеркнуть, что полученные теоретические и практические результаты можно использовать как основу для дальнейшей разработки этого важного продуктивного направления в исследовании проблем человеческой мотивации.

ПРИЛОЖЕНИЯ

иложение 1

Мотивы учения и характеристики личности

№№

п/п

Наименование

Интерпретация

Мотив учения

Социально-поисковый

Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей

Педагогически-поисковый

Чтобы дать ответы на актуальные вопросы педагогики

Учебно-познавательный

Чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы

Учебный

Просто нравится учиться

Когнитивный

Чтобы обогатить себя знаниями

Профессиональный

Потому что нравится избранная профессия

Мотив стремления к высокой квалификации

Чтобы стать хорошим специалистом

Управленческий

Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания

Когнитивно-профессиональный

Любые знания пригодятся в будущей профессии

Когнитивно-педагогический

Потому что приобретенные знания, умения и навыки дадут возможность творчески решать задачи взаимоотношения с детьми и их родителями

Мотив стремления к научной деятельности

Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности

Социальный

Потому что хочу принести больше пользы обществу, людям

Соревновательно-групповой

Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала победителем на курсе

Мотив стремления к популярности

Потому что хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива

Продолжение приложения 1


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒