Оставшиеся 8 факторов непосредственно не нагружены мотивационными признаками. Однако некоторые из них являются важными составляющими факторов второго порядка. Поэтому кратко рассмотрим основные характеристики этих факторов.

Прежде всего все факторы униполярные. Двадцать второй характеризует психастению. Этот фактор может влиять на способность выносить суждения, а также от него зависит проявление эмоциональной незрелости и тревожности. Двадцать третий определяет уровень саморегуляции. Фактор нагружен признаками депрессии и сверхконтроля. Это означает, что при некоторых уровнях регуляции может возникать аффективное со стояние, характеризующееся отчаянием, подавленностью и сверхконтролем, что отражается в виде появления отрицательного эмоционального фона и изменения мотивационной сферы. Двадцать четвертый интерпретируется как фактор чувственной стереотшшзации. В него входят четыре признака: ригидность, мужественность — женственность, культура музыкальная, культура психомоторная. Из них явление ригидности имеет максимальный факторный вес. Двадцать пятый фактор характеризует уровень адаптации. Максимальной нагрузкой по фактору обладает признак «пластичность — ригидность», несколько меньшей — «комбинаторные способности» и «зависимость — самостоятельность». На наш взгляд, фактор адаптации является важной психологической основой образования мотивации, он обладает всеми необходимыми характеристиками, позволяющими его рассматривать как психологический механизм формирования ряда мотивов учебной деятельности. На это указывают данные исследований, проведенных нами ранее. Двадцать шестой фактор отражает свойства нервной системы. Он нагружен признаками подвижности и уравновешенности нервных процессов. Двадцать седьмой определяется как фактор уровня самоконтроля. Он воздействует на два признака: на «недисциплинированность — высокий волевой контроль» и на «беспринципность». Оба этих признака в одинаковой мере нагружают выделенный фактор.

И, наконец, два последних фактора имеют по одному признаку. Двадцать восьмой образован признаком «средний академический балл», выражает оценку учебной продуктивности. По этой причине фактор интерпретируется нами как фактор продуктивности. О влиянии данного фактора на мотивацию учебной деятельности, на управление познавательной активностью пишет и JI. Н. Проколиенко (1985, 1987). Двадцать девятый — характеризует эмоциональность, образован признаком «эмоциональная устойчивость — лабильность».

Таким образом, факторы, полученные непосредственно из экспериментальных данных, позволили выявить ряд важнейших психологических механизмов мотивации, которые относятся нами к первому уровню обобщения. На их основе возникают и формируются прежде всего конкретные мотивы деятельности и поведения. По закону последовательной индукции мотивации эти механизмы в свою очередь являются структурными элементами механизмов второго уровня обобщения, хотя не исключено, что механизмы и первого уровня обобщения способны регулировать большим спектром мотивов учебной деятельности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒