В современных условиях производственной, культурной и общественной деятельности человека значительно возрастает роль его активности, инициативности, способности самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для выполнения этих решений.

Повышение активности людей представляет собой политическую, социальную, экономическую задачу. Она, без сомнения, представляет собой и психологическую проблему. Как психологическая проблема активность выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о мотивации, ее закономерностях, механизмах, условиях проявления, изменения, формирования.

Все эти вопросы, ставшие наиболее актуальными в настоящее время, не имеют, однако, достаточного обеспечения для их практического решения. Предстоит еще много сделать в теоретическом и экспериментальном аспекте, чтобы знания о потребностях, интересах, мотивах и других источниках активности довести до уровня использования их в социальной и индивидуальной практике. В этой связи становится особенно актуальной проблема механизмов мотивации. Понятия механизмов не только объясняют: явление мотивации, раскрывают ее суть, но позволяют понять ведущие закономерности проявления мотива в учебной и других видах деятельности человека.

Мы ставим перед собой задачу рассмотреть модели мотивационной структуры человека, модели самого мотива, его свойства, функции и на основе этого раскрыть ведущие, или, иначе говоря, главные механизмы мотивации, с помощью которых она формируется и проявляется в умственной, учебно-познавательной и любой другой деятельности. Как известно, в психологической науке данное направление еще не стало предметом фундаментальных теоретических исследований. Объясняется это тем, что в теоретическом плане имеется много вопро сов о мотиве и мотивации, на которые не даны четкие ответы. Одним из таких вопросов является вопрос о структуре мотива, его свойствах, функциях. Поэтому все эти вопросы рассматриваются нами во взаимосвязи с проблемой механизмов и с проблемой построения моделей мотивации и мотива.

Здесь следует подчеркнуть, что в самом общем значении механизмы представляют, на наш взгляд, систему взаимодействующих факторов, условий и средств, структур различных отношений и связей, на базе которых возникают и действуют мотивы как направленность человеческой активности. Все эти механизмы неоднородны и разноуровневые по своим психологическим и иным характеристикам.

Предлагаемая читателю книга «Мотивация и психологические механизмы ее формирования» представляет собой переработанную и дополненную книгу «Психологические механизмы мотивации», опубликованную нами в 1992 г.

В книге, насколько это было возможно, представлены различные концепции в понимании природы мотива и его структуры и впервые поставлен вопрос о причинности мотивации, ее источниках и механизмах.

Глава 1

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ

Одним из общих вопросов изучения мотивации является вопрос о природе этого явления. Именно от того, как он решается, зависит решение и многих других вопросов исследования. В общепринятом смысле понятие природы всякого явления включает прежде всего его сущность, основные свойства, то, что выдечяет данное явление как отдельное с его специфическими признаками. Однако специфическое в отдельном, как и само отдельное, не существует вне связи с общим. "Общее существует лишь в отдельном, через отдельное,— отмечал В. И. Ленин.— Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы" (Поли. собр. соч., т. 29, с. 318). Значит, для того, чтобы понять природу мотивации, необходимо раскрыть то общее, что присуще всем мотивам, что является их определяющим признаком и свойством и что выделяет их как отдельное.


| перейти на следующую страницу ⇒