Начальник отдела продаж обычно лишается премии в том или ином размере в случае невыполнения плана продаж и плана по прибыли.

В целом по предприятию депремирование осуществляется в случае:

1)    нарушения сроков выполнения или сдачи работ, установленных приказами и распоряжениями администрации или договорными обязательствами;

2)    наличия претензий, исков, рекламаций, жалоб со стороны клиентов;

3)    наличия претензий, штрафов со стороны государственных контролирующих органов;

4)    необеспечения сохранности имущества и товарно-материальных ценностей;

5)    наличия ошибок и искажений в отчетных документах.

И наконец, в некоторых компаниях депремирование используется при нарушении трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, а именно в случае:

—    опоздания на работу;

—    несоблюдения чистоты на рабочем месте;

—    несоблюдения техники безопасности;

—    нарушения графика начала и окончания работы на маршруте, перерасхода бензина и т.д. (для водителей).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ основания для удержания заработной платы ограниченны (см. ст. 137,138 ТК РФ). В неко торых компаниях, чтобы не нарушать трудовое законодательство, стали применять депремирование за нарушение трудовой дисциплины, оформляя это как начисление премии соответствующего размера.

Преимущества и недостатки системы депремирования

Как мы уже отмечали, депремирование приводит к повышению эффективности работы предприятия, росту производительности и снижению затрат. Кроме того, к плюсам данной системы можно отнести следующие факторы:

1.    Данная система понятна и прозрачна, критерии деятельности руководителей поддаются четкой идентификации (пример предприятий 1 и 2).

2.    Повышается ответственность руководителей/сотрудников.

3.    Улучшается трудовая дисциплина.

4.    Работает не только материальный фактор («провинившийся» получает меньшую зарплату), но и моральный: он испытывает осуждение со стороны коллектива, понимая, что из-за него страдают другие, т. е. фактор коллективной ответственности достаточно эффективно воздействует на сотрудников.

5.    Система также предоставляет генеральному директору возможность контролировать отклонения и анализировать ситуацию, чтобы своевременно принимать решения, корректировать собственные действия и работу руководителей подразделений.

Однако все ли так замечательно, как кажется на первый взгляд? Нельзя не отметить негативное влияние, которое система депремирования оказывает на организацию, и последствия ее применения.

1. Поскольку это система депремирования, наказания, то вряд ли она будет способствовать повышению лояльности, приверженности руководителей, удовлетворенности персонала, снижению конфликтности на предприятии.

Скорее всего, в перспективе депремирование приведет к демотивации персонала и окажется препятствием для полного раскрытия потенциала сотрудников, их самореализации, создания атмосферы активности, энтузиазма.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒