BSC (balanced scorecard), или система сбалансированных показателей (СПП*),— это инструмент реализации стратегии. ССП является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет связать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии.

ССП — это средство управления эффективностью компании.

Чтобы определить, насколько эффективно работает организация или ее подразделения, финансовых показателей недостаточно, так как как они отражают эффективность работы компании в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять возникающие проблемы «в режиме реального времени». Стратегическая карта дает возможность донести до отдельных подразделений и сотрудников организации их роль в реализации ее стратегии, которая, таким образом, становится личным делом каждого. ССП можно рассматривать как интерактивную систему, которая побуждает к диалогу, обмену мнениями и служит мощным средством обучения и движения в будущее. ССП может помочь организации создать устойчивое, уникальное предложение потребительской ценности, выделяющее компанию среди конкурентов и лежащее в основе ее стратегии.

ССП— полезный инструмент для собственника и для контроля совета директоров за деятельностью топ-менеджеров. Достаточно актуальными сегодня для руководителей-собственников становятся частичный выход из бизнеса (найм управляющего директора) и развитие нового направления. Но для этого необходимо, чтобы первоначальный бизнес отвечал ряду требований: должны существовать возможность оценки его эффективности, прозрачная система управления, а также понятная и обоснованная стратегия развития, чтобы можно было оценить и проконтролировать, как осуществляется ее реализация.

В таком случае система сбалансированных показателей становится одним из инструментов, который полностью отвечает вышеупомянутым требованиям и создает необходимые возможности для руководителя-собственника.

Стратегическая карта компании

Система сбалансированных показателей является результатом годичного исследования, проведенного Робертом Капланом, профессором развития лидерства в Гарвардской школе бизнеса, и Дейвидом Нортоном, основателем и президентом Balanced Scorecard Collaborative, Inc. На основании опыта использующих ее организаций ССП признали уникальной системой, позволяющей интегрировать финансовые и нефинансовые показатели эффективности хозяйственной деятельности.

Стратегия компании раскрывается в четырех перспективах в виде стратегических целей и показателей, связанных причинно-следственными отношениями: финансовый результат является достижением целей в клиентской составляющей, они, в свою очередь, являются результатами факторов внутренних процессов и т.д.

Стратегическая карта показывает направленную на долгосрочный конечный результат систему причинно-следственных связей.

Рассмотрим стратегическую карту российского торгового предприятия.

На стратегической сессии топ-менеджеры с учетом целей собственников и миссии компании определили ее цели по четырем составляющим и показатели выполнения данных целей.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒