Определяем возможные категории премирования

Категория А: топ-менеджеры, руководители ключевых подразделений, от которых зависит бизнес-результат.

Категория В: руководители и сотрудники-профессионалы, которые создают основной бизнес-результат.

Категория С: руководители и сотрудники так называемых поддерживающих подразделений, или подразделений, оказывающих услуги.

Категория D: сотрудники, не влияющие на бизнес-процессы компании и не участвующие в системе управления по целям.

В зависимости от категории сотрудников устанавливается период постановки целей (исходя из практического опыта российских компаний).

Таблица 4.1. Период постановки целей

Категории

Период постановки

А

Полгода — год

В

Месяц — квартал

С

Квартал — полгода

Организация должна сама определиться в сроках постановки целей.

Формирование таблицы целей

Формирование таблицы целей включает несколько шагов:

1-й    шаг. Определение целей в соответствии с принципом SMART и проведенной декомпозицией.

Большинство компаний оценивают эффективность работы менеджера и вознаграждают его по одному финансовому показателю (например, объему продаж). Но данная оценка не дает полного представления об эффективности работы руководителя (менеджера) — высокий объем продаж может быть следствием сложившейся ситуации на рынке (например, повышение цены на металл привело к росту объема продаж в денежном эквиваленте) или большего рекламного бюджета, повышения спроса, ухода с рынка конкурента и т. д.

Постановка трех-пяти целей/задач позволяет более объективно оценить деятельность руководителя (сотрудника), учесть не только краткосрочные финансовые результаты, но и выполнение стратегических (тактических) целей, оценить качество работы руководителей.

2-й    шаг. Определение KPI— ключевых показателей эффективности для достижения целей.

Для одной цели возможно как применение нескольких показателей эффективности, так и одного, но с разными единицами измерения.

3-й    шаг. Определение веса для каждой цели.

Чем более важна и значима цель, тем больший вес мы ей придаем.

Можно также учитывать и сложность достижения цели.

4-й    шаг. Определение планового показателя.

Для того чтобы установить плановый показатель, нужны статистика или динамика показателей компании за предшествующий период. Если расчет таких показателей не производился, то для начала нужно набрать статистику (особенно это важно для компаний, деятельность которых характеризуется сезонностью), а потом уже устанавливать реальные плановые показатели. Если вы поставите заведомо невыполнимые показатели, то в дальнейшем это приведет к демотивации персонала, который будет сопротивляться тому, что бы применялась система управления по целям. Заниженные показатели приведут к завышенным и необъективным выплатам премии.

Устанавливаются несколько значений показателей для разных уровней:

1)    недопустимый уровень;

2)    низкий уровень;

3)    плановый уровень;

4)    уровень лидерства.

5-й шаг. Определение результативности руководителя /сотрудника и размера премии.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒