Существует довольно много различных моделей коучинга. На основании своего опыта хочу предложить вам модель, которая весьма помогла мне в развитии сотрудников и руководителей среднего звена. Для того чтобы модель лучше запоминалась, я постаралась зашифровать ее в аббревиатуре «ПРАВДА», каждая буква которой означает определенный этап.
Рассмотрим ее подробнее.
Модель «ПРАВДА»
Этап |
Действия |
Результат |
|
П |
Проблема и ее осознание, или что мне мешает |
Обсуждение проблемы с сотрудником. Поиск ответов на вопросы «Что меня не устраивает в данной ситуации? Что можно изменить к лучшему? Почему меня не удовлетворяет то, что есть?» |
Должен быть получен четкий ответ на вопрос о том, что в данный момент мешает. Желательно, чтобы было первичное осознание необходимости изменений |
Р |
Результат, который получим при устранении проблемы, или чего я достигну, если изменю ситуацию |
Обсуждение того, какие выигрыши сотрудник получит при изменении ситуации и решении проблемы; взвешивание экологичности — действительно ли выигрыш будет так значителен, что ради него стоит постараться что-то изменить |
Убежденность в том, что действительно стоит что-то менять, подтверждение экологичности решения |
Окончание таблицы
Этап |
Действия |
Результат |
|
А |
Анализ причин появления проблемы с точки зрения конкретного человека, или что в моих взглядах и представлениях делает мое поведение или отношение к ситуации именно таким |
Здесь сотруднику надо ответить максимально подробно на вопросы о причинах появления проблемы: с какими его взглядами и убеждениями она связана, почему возникла и т. п. Довольно часто именно на этом этапе выявляются скрытые причины, которые, возможно, человек сам не осознает |
Идентификация тех взглядов и убеждений, которые необходимо изменить для улучшения ситуации |
В |
Взгляды и работа со взглядами, или какие взгляды и убеждения надо изменить, чтобы добиться нужного мне результата |
Здесь помогут все те приемы, которые мы рассматриваем в главе «Виды управленческого влияния» |
Подтверждение готовности к изменению взглядов на уровне внутренней мотивации |
Д |
Действия, или как на деле должно измениться поведение, какие навыки следует приобрести и какие модели поведения надо освоить |
Обсуждение навыков, поведенческих моделей, которые должны появиться или измениться. Здесь также помогут методы наставничества/обучения |
Приобретение новых навыков — основы нового поведения |
А |
Анализ успешности нового поведения, или достигнут ли желаемый результат; проверка на экологичность |
Через некоторое время после введения новой модели поведения проанализируем, привела ли она к тому результату, который мы запланировали, действительно ли выигрыш стоит усилий; проверка экологичности результата. Желательно проанализировать устойчивость нового поведения и продумать меры по его закреплению |
Результат достигнут, проверка на экологичность пройдена, разработан план поддерживающих мероприятий, которые приведут к закреплению поведения |