Побочные продукты суть результат переработки мяса, нефтепродуктов, химикалий и пр. Если сами по себе они малоценны, а их переработка обходится дорого, то это может отрицательно сказаться на цене основного товара. Цель установления цен на побочные продукты производства (by-product pricing) заключается в выявлении рынка сбыта этих товаров, причем производитель обычно соглашается на любую цену, которая хотя бы ненамного превышает расходы на их хранение и доставку. Если производителю удается найти сбыт для побочных продуктов, то он получает возможность снизить цену на основной товар, повысив его конкурентоспособность.

Побочные продукты могут даже приносить неплохую прибыль. Например, многие лесопильные заводы наладили выгодную торговлю древесной корой и опилками, продавая их как декоративный материал для посыпания дорожек садов и парков. В частности, бумагоделательной компании MeadWestvaco удалось превратить то, что в прежние времена считалось химическими отходами, в товары, приносящие прибыль.

Установление цен на побочные продукты производства. Определение цен на побочные продукты производства для повышения конкурентоспособности цен на основные товары.

MeadWestvaco создала дочернюю компанию Asphalt Innovations, которая производит полезные химические вещества целиком на основе побочных продуктов производства своей материнской компании — MeadWestvaco. Со временем Asphalt Innovations стала крупнейшим в мире поставщиком специализированных химических веществ для компаний, занимающихся строительством и ре-монтом дорог. Используя эти химические вещества, компании, занимающиеся строительством и ремонтом дорог, могут укладывать асфальт при более низкой температуре, повышать долговечность дорожных покрытий и более эффективно перерабатывать старые дорожные покрытия в случае, когда их необходимо заменить новыми. Что еще важнее, производство специализированных химических веществ на основе побочных продуктов производства MeadWestvaco избавляет эту компанию от затрат на их утилизацию и снижает вредную нагрузку на окружающую среду.

Иногда компании не понимают ценности побочных продуктов своего производства. Многие зоопарки, например, до сих пор не осознали, что их побочный продукт, т.е. навоз, — прекрасный источник дополнительной прибыли. На помощь им пришла компания Zoo Doo, показав, какие возможности открывает торговля навозом в качестве удобрения. Компания предоставляет зоопаркам лицензию на использование своего названия при продаже навоза и получает за это процент от прибыли. Президент и основатель компании Zoo Doo Пирс Ледбеттер заявляет: “Большинство зоопарков даже не представляет, сколько навоза производят их питомцы и сколько на этом можно заработать”. Зоопарки обычно чрезвычайно радуются, если им удается сэкономить на вывозе навоза, но им и в голову не приходит, что они могли бы хорошо зарабатывать на продаже этого побочного продукта. А между тем прибыль от торговли “благоуханным” товаром бывает весьма значительной. Сейчас объем продаж товара-новинки от Zoo Doo (проще говоря — навоза) чрезвычайно высок. Этот товар, упакованный в специальные фирменные контейнеры Zoo Doo (с вложенными открытками), продается в 160 зоомагазинах и 700 обычных магазинах. Вы также можете приобрести продукцию Zoo Doo в виртуальном магазине (“самый простой способ приобретения навоза”, как утверждает Zoo Doo). Своим самым перспективным рынком Zoo Doo считает садоводов, предпочитающих органические удобрения: каждый садовод покупает от 15 до 70 фунтов навоза за один раз. Zoo Doo уже планирует открыть клуб “Скарабей”, чтобы добиться максимального охвата всего рынка этого прибыльного побочного продукта. Другие зоопарки занимаются продажей собственных побочных продуктов своей деятельности. Например, зоопарк Woodland Park Zoo (г. Сиэтл) спонсирует проведение ежегодных фестивалей под названием Fecal Fests (“Фекальные фестивали”), продавая переработанный компост (баками и самосвалами) победителям специальной лотереи, которая разыгрывается устроителями таких фестивалей. В целом, зоопарк Woodland Park Zoo вырабатывает ежегодно 1 миллион фунтов компоста, экономя таким образом примерно 60 тыс. долл. в год на затратах по утилизации фекалий.