Рис. 6.7. Лекция про виды международных коммерческих операций. На одном листе представлен материал полуторачасовой лекции, занявшей шесть полностью исписанных листов конспекта.

я стараюсь как можно меньше писать и как можно больше рисовать. Составив такие карты по основным лекциям, мне достаточно перед экзаменом потратить 5 минут на каждую из них, чтобы освежить необходимую информацию. Я просматриваю карту, вспоминаю основные понятия, потом закрываю глаза и полностью воспроизвожу ее в памяти. Затем перехожу к следующей карте.

Теперь я понимаю, почему на первом высшем образовании в техническом вузе мне было сложнее учиться, чем сейчас. Информация подавалась и фиксировалась мной невизуализированно. Структура в ней хоть и была, но обычно в виде простого текста. Часто преподаватели начинали объяснения, так и не выполнив первого этапа алгоритма эффективного обучения — не рассказывали и не показывали, зачем пригодятся будущие знания в работе и жизни, какое практическое значение они имеют. На втором высшем образовании преподаватель никогда не начнет рассказ, пока не поймет, что слушатели понимают, о чем идет речь. Уверен, что в будущем процесс преподавания

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ

Тони Бьюзен провел интересный эксперимент, показывающий, как запоминается информация через рисование.

«В 1989 году В. М. Мэтлин описал результаты эксперимента, проведенного шестнадцатью годами ранее Буллом и Виттроком с целью определить значение графических образов в учебном процессе.

Булл и Виттрок предложили школьникам 9-10 лет выучить определения таких понятий, как «мозг», «журнал», «проблема» и «правда». Детей разделили на три группы. Группа № 1 читала слово, затем его определение, записывала их в тетрадку, после чего зарисовывала сначала свое представление о понятии, обозначаемом самим словом, а затем и представление, которое у них сформировалось по прочтении определения. Дети в группе № 2 делали то же самое, за тем исключением, что они получили в свое распоряжение готовые рисунки. Дети в группе № 3 просто записывали слово и определение по многу раз.

Неделю спустя детей проэкзаменовали на предмет того, насколько хорошо они усвоили те самые слова и определения. Дети из группы № 1, которые рисовали возникшие у них мысленные образы, намного лучше других выдержали экзамен; дети же из группы №3, которые вообще не работали с визуальными образами, справились хуже всего»1.

Данный эксперимент показывает, как рисование получаемых образов и структур позволяет существенно повысить эффективность процессов запоминания и восприятия информации.

будет строиться на обеспечении возможности студентам максимально быстро связывать в единую структуру полученные знания с помощью наглядного материала или специального оборудования.

4.2. Эффективное обучение. Структурирование семинара по финансовой независимости

Ладаев Дмитрий, директор по продажам ТЭК, KraftWay

«Для того чтобы поймать, проанализировать и понять ключевые мысли семинара, мне удобно составлять интеллект-карту, особенно если у меня при себе имеется ноутбук.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒