После этого случая автор сильно задумался. Уж если кандидат психологических наук так негативно относится к отклонениям от академического стиля, то как же обстоят дела с обычными учителями? Я опросил многих своих знакомых, учили ли их правильно структурировать информацию в школе или вузе. Все ответили отрицательно, причем многие еще и отметили, что они (или их одноклассники) подвергались осуждению и даже насмешкам со стороны учителей и преподавателей «за слишком яркие и разноцветные конспекты».

Большинство россиян не учились тому, как правильно учиться. Хотя у отечественной науки есть хорошие наработки в области проведения эффективного обучения. Например, система Виктора Федоровича Шаталова, разработавшего еще в 1970-е годы оригинальную систему опорных конспектов, которая нашла свое применение во многих странах мира.

Суть системы опорных конспектов заключается в том, что преподаваемый материал дается в наглядной форме на листах с опорными сигналами, чтобы учащиеся смогли понять информацию в обобщенном виде и запом-

Рис. 6.1. Опорный конспект по уроку истории нили содержание изучаемой учебной темы. Согласно Шаталову, опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

В экспериментальных группах Шаталова преподаватель сначала кратко рассказывал учащимся о содержании урока, используя схему. Школьники вносили в схему свои пометки, используя знаки, рисунки, разные цвета. Потом им давали домашнее задание, и они в тот же день дома должны были составить опорный конспект урока и воспроизвести его по памяти. На следующем уроке они рассказывали уже усвоенные знания своими словами.

Благодаря системе Шаталова:

•    учащиеся лучше и на более долгий срок понимали и запоминали информацию. Большинство формул они не запоминали наизусть, а выводили из логических связей. Основной упор делался на изложении материала своими словами исходя из своего понимания;

•    вовлечение учащихся в процесс обучения сильнее мотивировал их к эффективной работе;

•    процесс обучения проходил более интересно и динамично;

•    преподаватель и ученики лучше находили общий язык друг с другом;

•    подготовка к контрольным и экзаменам занимала значительно меньше времени;

•    повысились результаты учеников на всевозможных олимпиадах;

•    приобретенные навыки структурирования информации успешно использовались в дальнейшем в вузах.

Методология Шаталова признана и применяется во многих странах мира, но почему-то не является обязательной к применению учителями в нашей стране. Во многих западных школах интеллект-карты используются при обучении большинству дисциплин. Справедливости ради стоит отметить, что многие прогрессивные отечественные преподаватели, в том числе бизнес-тренеры, применяют систему Шаталова в своей работе.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒