4. Как успешно и понятно выступать с помощью майнд-менеджмента

Познакомимся с успешными примерами выступлений с помощью технологий майнд-менеджмента.

4.1. Как быстро подготовиться к публичному выступлению и запомнить его

Первая интеллект-карта Сергея Бехтерева, с которой все и началось

Использовать интеллект-карты я начал почти случайно. Однажды на конференции для аспирантов мне неожиданно предложили выступить, так как один из докладчиков не успевал приехать к назначенному времени. Для меня, начинающего бизнес-консультанта, специализировавшегося на корпоративных стандартах Microsoft Outlook и Lotus Notes, еще не имевшего с собой ноутбука и имевшего всего час времени для подготовки, это оказалось полной неожиданностью. Меня попросили рассказать о влиянии электронных средств планирования времени (Microsoft Outlook и Lotus Notes) на эффективность корпоративного взаимодействия на примере эффективности коммуникаций между менеджером и его личным помощником.

Единственный способ успеть хорошо подготовиться — это повысить эффективность, то есть применить интеллект-карты. Способ я уже знал, так как только что прочитал книгу Тони Бьюзена, но еще ни разу не применял на практике. Появилась отличная мотивация научиться! Я купил набор цветных карандашей и принялся за работу.

Первое, что вспомнилось, — необходимо провести мозговой штурм и записать все появившиеся мысли. Через 5 минут на листе А4 возникло около 20 основных идей. С помощью разноцветных карандашей я выделил группы и понял, какой будет будущая интеллект-карта. Ее создание заняло 40 минут.

Рис. 5.10. Первая интеллект-карта Сергея Бехтерева

Исходя из закона композиции, согласно которому воспринимается любая информация, в интеллект-карте выделены три основные ветви, каждая из которых отвечает на свой вопрос:

•    вступление (в чем цель выступления?);

•    основная часть (каким образом можно повысить эффективность коммуникаций?);

•    заключение (каким образом можно этому научиться?).

До выступления оставалось 5 минут. Я закрыл глаза и мысленно восстановил нарисованную карту. Наступил момент первого удивления: удалось очень быстро вспомнить любую часть карты, особенно те части, которые сопровождались рисунками. Я добавил еще несколько рисунков, и тут пришла моя очередь выступать.

Большинство тех, кто выступал передо мной, использовали простую распечатку своих докладов. Они выходили и зачитывали этот текст в течение 2025 минут, то есть «читали лекции». Те, кто пытался что-то объяснять своими словами, быстро сбивались, теряя нить изложения в ворохе бумаг. Естественно, слушателям было крайне сложно их воспринимать, и многие скучали.

Я вышел с одним-единственным листком бумаги, на котором была нарисована никому, кроме меня, не понятная схема. Во время выступления лишь раз я посмотрел в карту, чтобы проверить, все ли говорю так, как было задумано. Я рассказывал своими словами запомненную схему, при этом все внимание уделялось слушателям, диалогу с ними, и каждый раз мне удавалось быстро возвращаться туда, где была закончена предыдущая мысль.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒