Характерными ошибками современных выступающих являются:

•    слабое визуальное структурирование материала;

•    грубое нарушение закона композиции, как в приведенном выше примере.

Точно так же эти правила часто нарушаются и в бизнес-презентации. Очень метко такой типичный случай описал Радислав Гандапас:

«Презентатор выходит к месту, откуда собирается говорить, и, почти не поднимая глаз, не ожидая момента, когда на нем сосредоточится внимание аудитории, невнятно произносит что-то вроде: “Здравствуйтерадвасви-детьначинаемпрезентациюпервыйслайдпожалуйста”»1. Говорит он именно так: вяло, без штрихов, ставя перед собой цель просто «начитать материал», как сказал бы «Зануднов». Финал примерно такой же: «Нуразвопросовнет-тогдауменявсе». Все мы прекрасно знаем, что остается в голове после такой презентации. Ничего.

Как построить свою презентацию так, чтобы она прошла максимально эффективно? Для этого необходимо выполнить принципы оформления визуальной части презентации, рассмотренные выше, и достигнуть целей каждого из этапов презентации согласно закону композиции.

2.1. Вступление

Цель вступления — захватить внимание аудитории, заинтересовать и подготовить слушателей к своему рассказу.

Никогда не переходите к основной части презентации, не сконцентрировав на себе внимание аудитории. Одним из способов подготовки слушателей к основной части является «презентация презентации», когда подробно рассказывается и показывается, о чем пойдет речь (помните Сократа?).

Например, вот такая картина предстает перед участниками в начале тренинга по тайм-менеджменту (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Структура тренинга — в качестве вступления

В течение 5 минут, пока бизнес-тренер рассказывает о том, чему участники научатся в течение двух дней тренинга, эта карта показывается на экране, помогая понять суть основных блоков тайм-менеджмента и настраивая на их изучение.

2.2. Основная часть

Цель основной части — подготовить аудиторию к главной мысли выступления.

Здесь, как правило, последовательно приводятся заранее заготовленные факты и мысли, на основании которых можно подвести аудиторию к определенному выводу.

Например, во время рассказа о контекстном планировании сначала рассказывается о Хроносе и Кайросе (рис. 5.7), далее о том, что и в на шей жизни многие задачи не привязаны к точному времени, а связаны с определенными кайросами — с шефом, планеркой, проектом и др. (подробнее о контекстном планировании читайте в книге Глеба Архангельского «Тайм-драйв»). После того как участники тренинга поняли, в чем суть контекстного планирования, можно переходить к кульминации.

Рис. 5.7. Рассказ о контекстном планировании в основной части

2.3. Кульминация

Мысль должна быть сформулирована коротко и ясно, четко и однозначно.

«Покупайте наши автомобили!», «Посадите свое дерево сегодня же!», «Повышайте свою эффективность с помощью наших тренингов!». У преподавателя

«Зануднова» кульминация могла бы звучать так: «Поэтому именно из-за первого начала термодинамики невозможно создать вечный двигатель!»


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒