Почти все процессы в жизни человека (болезнь, прием пищи, чтение и написание любого текста, обучение, общение, преподавание, спортивные соревнования, компьютерные игры, отдых и т. д.) подчиняются закону композиции, по нему же создаются и многие интеллектуальные продукты:

1)    вступление (завязка);

2)    основная часть (развитие темы, подведение к главной мысли);

3)    кульминация (главная мысль);

4)    заключение (развязка, финал).

Например, с чего начинается любая деловая встреча? Правильно, с приветствия и вопросов, как дела, как настроение. Это вступление. Потом идет обсуждение тем, ради которых и произошла встреча. Это основная часть. Затем следует деловое предложение, или кульминация. Потом следует фиксация полученных договоренностей в виде протокола. Это заключение.

Точно так же проходит спортивное мероприятие, например боксерский матч. Спортсмены красиво под музыку выходят на ринг, происходит их представление и рукопожатие. Это вступление. Потом начинается бой, происходит разведка, осуществляется переход к активным действиям. Это основная часть. Затем может следовать нокаут или напряженный финальный раунд. Это кульминация. Потом объявляется победитель боя, побежденный требует реванша и заявляет, что его засудили. В это время победитель бьет себя кулаком по груди, надевает чемпионский пояс и плачет от счастья. Это заключение.

Точно так же происходит любое успешное публичное выступление. И наоборот, из-за несоблюдения закона композиции выступление часто бывает неуспешным. С такими примерами неудачных публичных выступлений сталкивались все, кто учился в университетах. Вспомните хотя бы преподавателя «Зануднова», с чего обычно начинались его лекции?

«Товарищи студенты, сегодня мы изучим первое начало термодинамики. Для этого мы выведем его из закона сохранения энергии, но в применении к термодинамическим процессам...» И далее преподаватель поворачивается к доске и увлеченно выводит формулу в течение 10 минут. Студенты старательно переписывают все, что написано на доске, хотя мало кто понимает, что же такое первое начало термодинамики, где оно применяется и почему оно выводится именно из закона сохранения энергии. Но вот вывод закон чен, формула обведена в рамку на доске, и «Зануднов» вроде уже планирует объяснить ее значение. Но нет! «А! Между прочим, очень интересно рассмотреть работу первого начала термодинамики для дельта ку больше нуля», — и начинается новый виток формул и условных обозначений. В конце лекции следует: «Обсудить практическое значение первого начала термодинамики мы уже не успеваем, прочитайте об этом в методическом руководстве Х». Студенты выходят с лекции с хаосом в голове, который очень хочется структурировать с помощью пива.

К сожалению, иногда еще встречаются преподаватели, считающие, что для квалифицированного преподавания предмета достаточно, чтобы они сами его знали и понимали. При этом то, каким образом знания передаются учащимся, остается на усмотрение преподавателя — были бы «начитаны» темы. Именно поэтому преподавание иногда еще называют характерным словосочетанием «чтение лекций», когда дословно конспект преподавателя просто надиктовывается слово в слово в тетради несчастным студентам, хотя это совершенно не гарантирует понимания студентами записанного материала.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒