•    Клиенты хотят уменьшить количество собственных расчетов. Неудобный формат

•    Данные по складским запасам невозможно сопоставить с данными о продажах.

•    Клиенты хотят, чтобы вся отчетная информация была представлена в одном формате, без разделения на более важную и менее важную.

•    Клиенты хотят, чтобы форма отчетов была улучшена.

Последний вариант гораздо проще воспринимать, текст стал более структурированным, и времени на его понимание уходит существенно меньше, потому что в тексте появилась логика. Возможно, это выглядит в нашей голове вот так (рис. 4.2).

Как же задать правильную логику в тексте?

2.1. Дедукция и индукция

Существует два основных способа логического построения любого текста. Первый — это метод дедукции, когда главная мысль сообщается в конце текста и она является следствием нескольких предыдущих высказанных мыслей (рис. 4.3).

С помощью дедукции можно прийти к самым разным умозаключениям, именно с помощью дедукции строится сюжет всех детективных романов, ведь никогда не известно, какой будет развязка, так как не все «посылки» еще высказаны.

Недостаток дедукции для построения деловых текстов заключается в том, что читающий до самого конца не понимает, какую идею ему пред-

Рис. 4.2. Логика текста

Рис. 4.3. Дедукция в тексте лагает автор. Многие сложные учебники построены на дедуктивном методе, когда, дойдя до главного вывода, не понимаешь, откуда он взялся и приходится отлистывать страницы назад.

Для делового письма лучше использовать индуктивный метод, при котором главная мысль сообщается вначале, а потом последовательно приводятся основные аргументы, которые подкрепляют и раскрывают ее. Читающий сразу понимает, о чем пойдет речь, ему часто даже не обязательно читать весь документ, а достаточно найти и прочитать основные мысли.

Рис. 4.4. Пример индуктивного построения текста

Индуктивный способ построения текста хорош тем, что читатель сразу понимает основную идею и дальнейший текст им воспринимается исходя из контекста этой главной идеи (именно поэтому дедукцию надо применять, когда необходимо подготовить читателя к главной мысли).

Очень часто методы индукции и дедукции смешиваются, и тогда основная сложность заключается в том, что, работая, например, в Microsoft Word, трудно представить себе структуру текста, связать основные мысли. А ведь читателем текст воспринимается образно и структурно, и этим процессом восприятия можно и нужно управлять с помощью составления структуры будущего текста. Реализовать это можно с помощью АлСоЛюТ, созданного на основе алгоритма майнд-менеджмента.

3. Алгоритм создания любого текста (АлСоЛюТ)

Зачастую, открывая белый экран Word, мы не знаем, с чего начать. В голове роятся самые разные мысли, которые хочется донести до будущего читателя. Но начать почему-то не удается. Идет обдумывание текста. В итоге мы начинаем писать, постоянно пытаясь удержать в голове новые неожиданные мысли. Это объясняется ассоциативностью нашего мышления. Одна мысль вытягивает за собой другую, и совсем не обязательно, чтобы эта связь была логичной и очевидной. Рекомендуем для написания любых текстов использовать АлСоЛюТ. Алгоритм создания любого текста (АлСоЛюТ)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒