Бартлетт провел множество исследований. Он просил испытуемых прочитать и пересказать текст. Ученый фиксировал, какие куски текста воспроизводились лучше, а какие хуже и с существенной потерей информации.

Первое, на что обратил внимание Бартлетт, — это сохранность глубинной структуры текста. Все испытуемые легко справлялись с задачей. Бартлетт заметил, что структура прочитанного текста запоминается очень надолго. Затем он просил пересказать один и тот же текст, но в разное время. Оказалось, что хотя слова пересказа могут сильно изменяться, структура в подавляющем большинстве случаев остается неизменной.

Ученый обратил внимание, что второстепенные части текста, не связанные с основной сюжетной линией, запоминаются редко и воспроизводятся с большими искажениями информации. А тексты с хаотичными, не связанными друг с другом предложениями запоминаются чрезвычайно плохо.

Бартлетт сделал вывод, что вся информация воспринимается и запоминается в виде «схем». В нашей голове формируется схема, которая включает в себя связь основных идей прочитанного материала. При необходимости воспроизвести прочитанную информацию мы вспоминаем схему и даем ее интерпретацию.

Бартлетт во многом предвосхитил свое время. В своих работах он сокрушался из-за своей неспособности дать теоретическое объяснение полученным данным. И только сейчас, зная про устройство нейронной сети головного мозга, мы можем понять практическое значение его открытий.

Если ваш текст нагляден и структурирован, читателю будет проще сформировать нужный вам образ. Так почему бы вам не предъявить ему оптимально структурированный текст, сэкономив время, затраченное на его понимание?

Приведем очень показательный пример, как добавление нескольких слов делает текст гораздо более читаемым и воспринимаемым. Прочитайте нижеприведенный текст и задайте себе вопрос: «Все ли мне понятно из текста? Что в нем хочется улучшить?»

Клиенты недовольны системой отчетности по показателям продаж и складских запасов1:

Отчеты составляются недостаточно часто.

Данные по складским запасам недостоверны.

Данные по складским запасам поступают с опозданием.

Данные по складским запасам невозможно сопоставить с данными о продажах.

Клиенты хотят, чтобы форма отчетов была улучшена.

Клиенты не хотят видеть в отчетах бесполезные сведения.

Клиенты хотят, чтобы вся отчетная информация была представлена в одном формате, без разделения на более важную и менее важную. Клиенты хотят уменьшить количество собственных расчетов.

Большинство участников наших тренингов обычно предлагают как-то упорядочить этот текст. Правда, почти бессознательное желание?

Посмотрите, как может улучшиться восприятие текста с помощью добавления в структуру всего нескольких слов:

Клиенты недовольны системой отчетности по показателям продаж и складских запасов

Сроки

•    Данные по складским запасам поступают с опозданием.

•    Отчеты составляются недостаточно часто.

Недостоверность данных

•    Данные по складским запасам недостоверны.

•    Клиенты не хотят видеть в отчетах бесполезные сведения.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒