Когда Михаилу Булгакову задавали вопрос, как ему удается так ярко писать, он отвечал: «Очень просто. Сначала я представляю себе описываемую сцену, а потом быстро записываю ее в словах». Для того чтобы напи сать текст, его надо сначала себе представить. Точно так же, чтобы понять чей-то текст, надо суметь создать в своей голове его понимание, то есть опять же создать образ текста.

Талантливые писатели умеют возникающие в их голове образы максимально близко передать в голову читателю. И если у читателя возник такой же образ, как у автора, то автор отлично справился со своей задачей.

1. Как писали свои тексты творческие личности прошлого

Однажды автор нашел следующие строки, датированные годом, когда Тони Бьюзен еще ходил в начальную школу.

В дневнике Евгения Шварца есть запись от 1953 года, посвященная Илье Эренбургу: «...он достал из портфеля и показал готовый план книги, похожий на генеалогическое дерево или штатное расписание. Разноцветные кружки или квадратики, соединенные прямыми линиями, занимали длинный лист бумаги. Меня этот план почему-то рассердил и напугал, но Федин, у которого я отозвался с насмешкой о такого рода планировании, спросил удивленно: “А как же иначе?” — и достал из стола лист, весьма похожий на эренбурговский, со схемой будущего своего романа... В романах же Эрен-бурга очень отчетливо просвечивало, как человек предполагает. Дурного в этом я не видел. Скорее испытывал зависть к его трудоспособностям и рассудку»1.

Если говорить об интеллект-картах как о визуальном способе представления информации, рискну предположить, что этот метод использовался человечеством всегда. Просто он находился интеллектуальными людьми интуитивно и использовался как нечто само собой разумеющееся, о чем не нужно рассказывать и что не нужно пропагандировать. И, как мы увидели на примерах раньше, мы сами используем возможности правого полушария регулярно, даже не подозревая об этом.

Тони Бьюзен в книге «Супермышление» рассказывает о том, как великие люди прошлого подключали к мышлению правое полушарие головного

Рис. 4.1. Автографы великих людей мозга. Автор этой книги нашел большое количество примеров этим словам, в том числе из отечественной истории.

Обратите внимание, на всех приведенных автографах текст идет вперемешку с рисунками и схемами, что подтверждает факт работы обоих полушарий над обдумыванием стоявших перед ними вопросов.

Если раньше мы считали гениальность чем-то вроде божественного дара, то сейчас можем задаться вопросом: «А может быть, гениальность — это просто правильное использование возможностей, которые есть в каждом из нас?»

2. Увидеть логику в тексте

Рассказывая кому-то новость, статью или свежий анекдот, вы пересказываете текст точно слово в слово или излагаете информацию своими словами?

Ответ очевиден. После прочтения любого текста (если, конечно, мы его поняли) у нас формируется его образ, который может очень долго храниться в памяти и который мы всегда можем пересказать своими словами.

Ученые давно заметили этот феномен: запоминаемая информация всегда меньше сообщаемой. Еще в 20-е годы ХХ века психолог Фредерик Бартлетт сделал важное открытие: «Информация, формируемая нашими воспоминаниями, во многом отличается от исходно сообщаемой информации».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒