Участникам группы №2 предложили запомнить те же слова, однако они были расположены на карточках в случайном порядке. Обе группы затем проверили на способность перечислить по памяти изученные слова. Как можно догадаться, участники группы № 1, которые запоминали слова, расположенные в иерархическом порядке, показали гораздо лучший результат, нежели участники группы №2, которые запоминали произвольно расположенные слова1».

Еще один показательный пример того, что лучше воспринимается, а следовательно, запоминается сгруппированная информация, приводит Александр Романович Лурия:

«Трем группам испытуемых предлагались различные смысловые текстовые отрывки, с которыми они должны были провести различную работу: в одних случаях они должны были три раза повторять отрывки, в других случаях — анализировать содержание этих отрывков, имея готовый план, а в третьих случаях — самостоятельно составлять план этих отрывков... Через некоторое время, когда испытуемых попросили воспроизвести обработанные отрывки, количество воспроизведенных деталей в двух последних опытах оказалось значительно больше, чем при непосредственном воспроизведении»2.

На основе этих опытов можно сделать вывод, что сгруппированная информация воспринимается лучше. Вы можете сами в этом убедиться, выполнив простой эксперимент. Попробуйте запомнить ряд цифр: 101000100111001110

Согласитесь, что задача существенно упрощается, если ту же самую информацию представить в группированном виде:

101 000 100 111 001 110

Как вы можете заметить, этот алгоритм очень сильно похож на алгоритм майнд-менеджмента, за исключением этапа мозгового штурма — здесь накопление идей и информации может происходить гораздо дольше.

Посмотрим, как работает алгоритм превращения хаоса информации в наглядную структуру на практике.

3. Как справиться с хаосом информации на новом рабочем месте?

Михаил Жуков, генеральный директор, Headhunter

3.1. Как быстро адаптироваться на новом месте?

Считается, что новому менеджеру необходимо минимум три месяца, для того чтобы начать успешно справляться со своими обязанностями и четко понимать, что от него требуется. Ровно три месяца составляет испытательный срок, по окончании которого принимается решение, насколько успешно новый сотрудник адаптировался в компании. Что происходит с сотрудником за это время?

Прежде всего он знакомится с коллегами, изучает регламентирующие документы и бизнес-процессы, узнает неформальную корпоративную культуру. Он собирает огромное количество информации из разных источников и выстраивает в голове полное понимание происходящего, что позволяет ему адаптироваться к работе. В один прекрасный момент он понимает, что ему следует сделать, для того чтобы добиваться поставленных перед ним задач. Этот момент можно условно назвать адаптацией, когда в работе появляется больше предсказуемости и осмысленности, остается меньше новой информации для постоянного изучения.

Соответственно, чем выше уровень менеджера, тем большее количество информации ему приходится собирать и анализировать и тем большее время ему требуется для адаптации. Особенно сложно приходится новому генеральному директору. Для того чтобы двигать компанию вперед, ему необходимо сначала проанализировать огромное количество информации о ее текущем состоянии.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒