2.5. Действие

«Уверенность в правильности выбора была подкреплена системным расчетом на основе четких критериев. После получения результатов оценки мы приступили к действию: согласовали и заключили договоры, запланировали мозговой штурм для создания плана переезда. Теперь, когда у нас нет четкого понимания, как решать ту или иную задачу, мы знаем первый шаг, с которого следует начинать, — это мозговой штурм с применением Mind Manager, великолепного инструмента для фиксации и анализа сгенерированных идей!»

Рис. 2.6. Результаты оценки соответствия офисов требуемым параметрам

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИЙ

Важно отметить, что при коллективном мозговом штурме существенно увеличивается количество полученных ассоциаций.

Это отмечает и Тони Бьюзен, говоря, что ассоциации у каждого человека на одно и то же слово будут с высокой долей вероятности сильно отличаться. Это подтверждает эксперимент, который он проводил1. Он предложил каждому участнику группы написать в центре листа слово «счастье», а потом радиантно написать к этому слову по 10 возникших ассоциаций. Результатом стали интеллект-карты.

Пример карты с ассоциациями на слово «счастье»

Когда каждый составил такую карту, Тони Бьюзен предложил найти слова, одинаковые для всех участников группы. Как вы думаете, сколько они нашли одинаковых слов? Правильно! Очень мало. Для группы из четырех человек очень редко повторяется хотя бы одно (!) слово.

Приведенный эксперимент доказывает, что мозг каждого человека мыслит индивидуально и рождает индивидуальные ассоциации (хотя в 80% случаев в русскоязычной среде первой ассоциацией на слово «поэт» был ответ «Пушкин»). Этот феномен успешно используется для проведения мозговых штурмов, которые позволяют максимально быстро создать огромное число вариантов решения задач.

Каждая из рожденных ассоциаций автоматически вызывает новые ассоциации, и так бесконечно (см. рис. 2.8).

Рис. 2.8. Полученные ассоциации рождают новые, что структурируется в интеллект-карту1

Именно поэтому и говорит народная мудрость, что одна голова — хорошо, а две лучше. Если есть возможность, всегда подключайте как можно больше участников. Часто именно правильное проведение мозгового штурма позволяет быстро понять, как решать проблемы или нестандартные задачи.

3. Еще примеры решения проблем и нестандартных задач из практики

3.1.    Формирование имиджа деловой женщины

Виктория Бехтерева, генеральный директор, консалтинговая компания «Энергия роста»

В конце каждого тренинга я провожу финальный мозговой штурм, структурируя полученную участниками информацию в виде интеллект-карты на листе А1 флипчарта.

После построения итоговой интеллект-карты я прошу каждогоучастника взять разноцветные стикеры и проранжировать полученную информацию.

Например, после завершения трех шагов построения групповой интеллект-карты «Имидж деловой женщины» на одноименном тренинге участницы, проанализировав свой существующий и желаемый образ, прикрепили стикеры к тем навыкам, которые означали приоритетность развиваемого навыка для участника (рис. 2.7).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒