Это наиболее важный вид контактов. В них участвует значительная часть дипломатов посольства, в том числе иногда и младшие дипломаты, которые обычно сопровождают своих старших коллег, записывают встречу и затем подготавливают запись беседы. В некоторых странах существует практика, когда дипломатам рекомендуют все встречи с сотрудниками МИД проводить в сопровождении своих дипломатов.

Министерства различных стран значительно различаются по структуре, поэтому дипломатам следует хорошо знать особенности, структуру министерства, личный состав департаментов и даже точное название должности министра: в США это госсекретарь по иностранным делам, в Британии — министр иностранных дел и по делам Содружества, во Франции — министр иностранных дел и т. д.

Важнейшую роль в министерстве иностранных дел Франции, например, помимо канцелярии министра (Cabinet du Ministre) играет статс-секретарь, собственно ведомственным руководителем является генеральный секретарь министерства в ранге посла, а самым важным и самым большим отделом является политический отдел. Такую же роль руководителя ведомства в Англии играет постоянный заместитель министра, который является центральной фигурой МИД, правой рукой министра и не сменяется при смене правительства. В штате английского МИД существует должность парламентского заместителя министра, а также заместители министра. В США у государственного секретаря тоже есть заместители, но срок их службы, как правило, обусловлен пребыванием на посту их шефа.

Число дипломатов в министерствах зависит прежде всего от величины самой страны, от того, с каким количеством стран государство поддерживает отношения и, наконец, от того, занимается международными вопросами только МИД или и другие министерства и учреждения. Оно может колебаться от нескольких десятков до сотен и даже тысяч человек. В одних странах МИД играет серьезную практическую роль координатора всей внешней политики государства, в других отраслевые министерства целиком сосредоточивают внешнеэкономические и культурные связи в своих руках, и МИД охотно уступает им эту роль. В значительной степени это зависит и от традиций страны, и от личности министра. Некоторые министры иностранных дел предпочитают окружать себя собственными экспертами и советниками, чтобы уменьшить влияние некоторых карьерных дипломатов. Во французском МИДе, например, руководство департаментов имеет личный «кабинет советников», приглашенных самим руководством. Мне не раз довелось быть свидетелем того, как точки зрения дипломатов Форин Офиса расходились с точкой зрения премьера и министра. Критически относятся к руководителям госдепа и некоторые американские дипломаты.

Устанавливая контакты с американским дипломатом, следует различать, когда он точно излагает официальную позицию, а когда разбавляет ее своей критикой и комментариями. В США определение курса внешней политики принадлежит президентам. Так, Ф. Д. Рузвельт не всегда даже ставил госсекретаря в известность о принятых им решениях. Очень немногие президенты делегировали это свое право (хотя бы частично) госсекретарям, например, Д. Эйзенхауэр — Дж. Ф. Даллесу.

Премьер-министр Канады П. Трюдо настолько сосредоточил всю внешнюю политику в своих руках, что даже сформировал собственный корпус дипломатических экспертов.

Некоторые страны Западной Европы имеют такие тесные и развитые отношения друг с другом, и между ними возникает такое количество соглашений, что большинство контактов идет через другие министерства, а за МИДом остается роль координатора и контролера. Тогда и контакты дипломатических представителей расширяются, и в них вовлекаются сотрудники других министерств, прежде всего имеющие дело с бизнесом, финансами, оборудованием и т.п. Поэтому следует установить контакты со всеми министерствами, которые вам нужны, конечно, если страна пребывания против этого не возражает. К числу их в первую очередь относятся министерства экономики, финансов, внешней торговли, культуры, образования. Полезными являются контакты с министерством обороны (если и с ним имеются общие вопросы, связанные, скажем, с соглашениями о разоружении, запрещением определенных видов оружия), конечно, в тесном контакте с военным атташатом. Используйте для этого посещение военных институтов и колледжей (для чтения лекций), встречи и беседы военных делегаций вашей страны. При этом соблюдайте осторожность — не задавайте вопросов, которые могут составить военную тайну страны, задав их случайно — не настаивайте на ответе, ваше дело не раскрывать секреты, а составить общую картину, завязать отношения с военными кругами, обменяться мнениями.