А как обстоит в этом отношении дело в американской дипломатии? Все предыдущие десятилетия она посвящала себя борьбе с Советским Союзом, урегулированию отношений с Китаем, вовлечению других стран в войну с Вьетнамом, поддержке агрессии Израиля против арабских стран и до торговли у американских дипломатов руки доходили лишь в последнюю очередь. Как писал английский ученый Барстон в 1989 г., «10 лет назад сотрудники госдепартамента почти исключительно занимались вопросами политики и политическим вопросам отдавалось предпочтение перед экономическими, административными и консульской службой. В последние годы на первое место встали проблемы международной экономики, такие, как нефть, финансы, торговля».

Несколько лет тому назад президент Клинтон заявил, что страны, которые выбирают своих лидеров, более благоприятны для других государств в отношении партнерства и дипломатии. Комментируя эти слова, зам. госсекретаря Телботт заявил, что мир сейчас — это комбинация коммерческих и политических (т. е. и дипломатических) направлений.

Американские послы сейчас больше времени уделяют торговле, чем остальным дипломатическим функциям, и это, видимо, уже беспокоит конкурирующие с США страны. Но методы, которыми американское правительство, госдепартамент и посольства осуществляют наступательную коммерцию, далеко не всегда достигают цели. Так, к примеру, конфронтация в отношении торговли с Россией часто не достигает результатов, но увеличивает напряженность в двусторонних отношениях. Несмотря на это, госдепартамент в конце 1997 г., ссылаясь на президента, заявил, что успех того или другого посла будет оцениваться в зависимости от того, увеличился ли при нем американский экспорт в страну его пребывания: если да — то он работает хорошо, нет — плохо. Американцы начинают анализировать, в чем причины того, что торговая экспансия не дает должных результатов. И некоторые приходят к выводу, что просто призывов посольств усилить коммерческую деятельность еще недостаточно. Много теряется из-за того, что зарубежной торговлей в стране занимается больше двенадцати ведомств и деятельность их не скоординирована.

Дипломаты других стран также на первое место ставят торговлю. Посол Словении в Москве Душан Сной отмечал, что его посольство обращает на развитие торговли все большее внимание, и подчеркивал, что главное в этой работе — информация, т. е. хорошее знание рынка страны пребывания и своей страны. «Одна из задач посольства, — пишет он, — распространение информации коммерческого характера, которая могла бы быть полезна для представителя мелкого и среднего бизнеса, о потенциальных возможностях заинтересованных сторон». Крупные компании зачастую сами находят себе дорогу на рынки других стран.