Некоторые соображения об установлении контактов в странах СНГ. Все сказанное раньше о контактах имеет прямое отношение к связям с правительственными и общественными кругами СНГ. Но есть и некоторые особенности в установлении таких связей. Завязывание контактов в странах СНГ, с одной стороны, значительно облегчено: у наших стран общая история, общие проблемы в экономике. Мы хорошо знаем друг друга, можем разговаривать на одном языке. Но здесь начинаются трудности: за исключением Белоруссии и Украины, российские дипломаты, как правило, не могут читать газеты страны пребывания, понимать радио- и телевизионные передачи. Количество получаемой ими информации значительно сужается.

Есть другая сторона вопроса. Если раньше Москва была центром, «старшим братом», теперь речь идет о государственных контактах представителей независимых государств, «старшинства» уже нет, и попытки строить отношения на старой базе могут обидеть и оттолкнуть собеседника, затруднить решение вопроса. Раньше укрепление СССР в конечном счете означало и укрепление той или другой республики, сейчас у каждой страны свои собственные интересы, может быть иногда противоречащие интересам других стран. Но простые дружественные связи создает только общность интересов, а потому надо искать компромиссы, решения, которые бы учитывали интересы всех участников переговоров.

Часто мы наши разногласия выплескиваем на всеобщее обозрение (в этом особенно отличаются средства массовой информации. Эпизод перехода литовско-белорусской границы белорусскими корреспондентами они раздули настолько, что в значительной степени осложнили отношения между Россией и Белоруссией). Надо отметить, что процесс этот обоюдоострый. Подчас и другие члены Содружества, даже их руководители, а в особенности послы, считающие, что чем громче они будут обвинять Россию, тем больше зарекомендуют себя в качестве защитников интересов своей республики, сознательно идут на обострение отношений друг с другом. Они не всегда отдают себе отчет в том, что испортить отношения большого ума не нужно, а исправить их дело трудное. В экстремальных ситуациях они обычно обращаются к России, а когда двум странам СНГ не удается сразу примириться и исправить положение, то они обвиняют Россию в потворстве другой, противостоящей в конфликте стороне. Но в дружбе нет ни должников, ниблагодетелей, говорил писатель Р.Роллан, в дружбе все равны, а когда начинается недоверие, кончается дружба, потому в недоверии к другим нужно быть особенно осторожным, тем более, когда этот другой выражает интересы суверенного государства.

Нередко бывшие советские республики, их дипломаты и политики считают, что их интересы полностью отвечают и интересам России и потому все их требования должны быть удовлетворены, забывая, что за руководителями России стоят ее народные массы, интересы которых не всегда совпадают с интересами другой страны Содружества. И в этом случае надо не обвинять Россию (и тем ухудшать отношения с ней), а настойчиво искать выход путем согласованного решения, путем терпеливых и разумных контактов.

Какую роль в этом процессе играют старые контакты, установленные в свое время между республиками? Их, конечно, нужно пытаться закрепить и расширить, тем более в настоящее время, когда Содружество переживает тяжелые времена. Но нельзя делать это автоматически. Может быть, раньше для того или другого деятеля контакты были в какой-то степени вынужденными, он в своей республике подчинялся Москве, сейчас, в новом самостоятельном государстве, он независим, и прежние отношения ему уже претят. А как быть с протоколом? Вы продолжаете говорить с вашим контактом на ты? Или вы должны оставить выбор формы обращения за вашим собеседником, представителем независимого государства? Перенесение старых отношений (и по существу, и по форме) в новые условия может оказаться для вашего контакта (такие случаи, к сожалению, были) совершенно неприемлемым.

При завязывании новых контактов нужно иметь в виду, что между странами СНГ существуют не просто нормальные, дипломатические отношения, а тесные, дружественные отношения, выходящие за рамки обычных дипломатических связей, что государства Содружества — участники ряда договоров, в том числе Договора о коллективной безопасности, экономических соглашений, открытых для присоединения к ним, и цель всех этих контактов — расширение и углубление отношений. Экономическое положение стран СНГ далеко не идеально, и многие политики этих стран обвиняют не себя, а прежде всего Россию — она, дескать, мало дает, недостаточно помогает, думает только о своих собственных интересах, не учитывает трудностей других стран СНГ, что экономическое положение России лучше, чем в других странах СНГ, что при разделе СССР она проявила несправедливость (захватила Черноморский флот, не согласна на предложение других о разделе Каспийского моря, не поставляет газ и нефть по особой, сокращенной цене, требует уплаты вовремя за поставляемые им энергоресурсы и т.д.) А то, что делает Россия, охраняя практически границу в Азии, границу в Закавказье, сохраняя свои войска в Приднестровье, охраняя своими ракетами другие страны СНГ, идя на многочисленные уступки при заключении экономических соглашений, — все это часто в расчет не принимается.

При обсуждении таких вопросов, в которых страны Содружества резко отстаивают свои позиции, даже в ущерб России, притом не всегда корректно, особенно необходимо сохранять спокойствие и выдержку, хладнокровно искать выход, который бы устраивал все стороны.

Страны СНГ находятся на разных ступенях развития экономики, демократии, не у всех одинаковые представления о правах человека. Приходится учитывать при контактах эти особенности, так как для нас уважение законов страны пребывания является обязательной нормой. Это не значит, что российские дипломаты не могут в своих контактах, если этот вопрос обсуждается, высказать свое мнение. Как говорил Цицерон, искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их, и нам нечего бояться высказать другу правду и таким образом доказать ему свою верность.

Представители стран СНГ находятся в выгодном положении в своих контактах; говоря на одном языке (за исключением крайних случаев), они могут говорить один на один, без переводчиков, доверительно, язык сближает их, а не разъединяет. Многие из них обучались в одних и тех же московских учебных заведениях, там же сдружились, работали вместе в загранучреждениях. Поэтому для них облегчено получение информации друг от друга, когда они находятся за границей, больше возможности обменяться мнениями по сложным вопросам. Интеграция, на путь которой вступили страны СНГ, дело не только и не столько свободного выбора, сколько суровой необходимости — разрыв экономических связей между республиками бывшего СССР принес всем им, в том числе России, самые отрицательные последствия, и потому новые дипломатические контакты помогают устранять экономическую разобщенность независимых государств.