Важным участком работы посольства является парламент, контакты с его депутатами. Наше правоведение раньше всячески преуменьшало роль парламентов. Юридический словарь, изданный в 1953 г., считал, что полномочия парламента «превратились в фикцию», что он, «по существу, не законодательствует, а штампует законодательные предложения правительства». Конечно, это упрощение и вульгаризация. На самом деле хотя парламенты и не являются главным органом власти, но и значения их не следует недооценивать.

Начатьстого.чтокогдадекретомомирев 1917 г. и четырнадцатью пунктами Вильсона в 1918 г. была провозглашена «открытая дипломатия», это значило, что переговоры, по крайней мере их цели и результаты, должны быть под прожектором общественного мнения. Если заседания правительств обычно проходят конфиденциально, то обсуждения в парламенте носят открытый характер, и именно здесь можно многое узнать о внешней политике государства.

Парламенты имеют право законодательной инициативы, в частности по вопросам внешней политики, они утверждают бюджеты стран, в том числе расходы на министерство иностранных дел; парламентарии ряда стран, например Англии, имеют право на вопросы премьер-министру и министру иностранных дел по проблемам внешней политики, право на создание комитетов по внешней политике и приглашение на их заседания членов правительства и руководителей Форин Офиса. Конгресс США принимает законы, бюджет и одобряет средства, выделяемые госдепу, образовывает комитеты по разным вопросам, которые могут требовать предоставления им отчетов и документов правительства. По совету и с согласия сената заключаются международные договоры, назначаются послы.

Депутаты французского Национального собрания помимо обычных прав, общих для парламентариев, имеют право обращаться с устными и письменными запросами к премьеру и министру иностранных дел, право законодательной инициативы и право участвовать в деятельности постоянных комиссий.

Посольству, во-первых, важно знать из первых рук, какие новые законы готовятся на кухне парламента и какое влияние они будут иметь на экономику данной страны и на отношения с нашей страной.

Во-вторых, парламенты ряда стран имеют возможности (большие или меньшие) контроля за внешней политикой страны путем вопросов и прений, запросов в комитетах документов, иногда назначения послов. За этими действиями парламентариев обычно стоят те или другие круги страны. Так, за приглашением секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева английским парламентом стояла непосредственно М.Тэтчер: английская сторона приглашала не вообще депутата Верховного Совета, а председателя комиссии по иностранным делам Верховного Совета СССР.

В-третьих, действия парламентских групп (комитетов), занимающихся двусторонними отношениями, могли содействовать их развитию или, наоборот, затормозить его, а вмешательство этих парламентских структур в разрешение ряда проблем могло быть существенным.

В-четвертых, некоторые члены парламента в ряде стран занимали в прошлом видные государственные посты (в английском парламенте одно время заседало пять бывших премьеров и несколько министров).

Наконец, в парламентах обычно широко представлены руководители политических партий, деловые круги, связанные с банками и крупным бизнесом, и представители средств массовой информации'.

В федеративных государствах (Германия, Канада, Швейцария, США и др.), где штаты пользуются большими правами, посольствам (или генконсульствам) целесообразно устанавливать контакты с местными органами самоуправления.

Кроме сказанного, надо иметь в виду особенности палат парламента. Так, например, палата лордов сама по себе большой роли в жизни страны не играет, но отдельные члены ее очень влиятельны и хорошо информированы (по своим старым связям), и контакты с ними весьма полезны. Значение конгресса США в жизни страны и во внешней политике государства очень велико, в особенности если оппозиционная партия имеет там большинство. Так, договор не может быть ратифицирован до тех пор, пока сенат не выскажет на это своего согласия. Например, Версальский договор 1919 г., принятый на Парижской мирной конференции и подписанный президентом Вильсоном, был отклонен сенатом. Сенат легализовал интервенцию против Кубы, заблокировал на три года подписанную в 1964 г. консульскую конвенцию с СССР, отклонил предложение назначить М. В. Кларка послом в Ватикан, в 1966 г. отклонил назначение 800 сотрудников в информационное агентство США. Отношения между конгрессом и госдепартаментом с конца второй мировой войны были очень напряженными, что, конечно, приходилось учитывать иностранным посольствам в Вашингтоне'.

Члены парламента очень информированные люди. В некоторых странах они имеют право через комитеты истребовать корреспонденцию, бумаги, документы, проводить расследование, а в ряде стран — и распространять среди депутатов документы как неофициально, так и в установленном регламентом палат порядке, что может быть важным и для посольства.

Не менее полезно для дипломата быть хорошо знакомым со статусом парламента своей страны, знать права и обязанности российского парламентария, порядок законодательной и контрольной деятельности, быть знакомым со статьями Конституции РФ о функциях президента, о Федеральном Собрании, о правах Конституционного суда. Эти знания сделают вас интересным и полезным собеседником для любого парламентария, особенно если вы встречаетесь с парламентской делегацией государства вашего пребывания накануне ее поездки в вашу страну.