В связи со значительным изменением международной обстановки после второй мировой войны, появлением совершенно новых сложных проблем в области вооружений, экономики, экологии, освоения морских пространств, прав человека, возросших связей между государствами возникли и новые требования к дипломатической информации. Значительно увеличился объем информации по международным проблемам и в средствах массовой информации. Первые фактические сведения об этих событиях руководство государств чаще всего получает по радио, телевидению, из газет. В связи с этим руководители государств не только потребовали расширения информации посольствами, но и качественного изменения ее.

Считается, что в западной дипломатии начало новым требованиям к информации положило уже упоминавшееся нами обращение президента Кеннеди к американским послам в мае 1961 г. Отмечая, что Америка живет в критический момент истории, он подчеркивал необходимость американского лидерства в мире, которое в значительной степени зависит от американской дипломатии. Он требовал от посольств понимания не только деятельности иностранных правительств, но и знания народов зарубежных стран, их институтов и культуры. В связи с этим он считал необходимым, чтобы послы и другие дипломаты установили тесное личное сотрудничество за пределами дипломатических кругов. «Наша задача, — писал он, — не только понимать мотивы других, но и снабжать их информацией о наших планах». При этом он предписывал послам проводить более активную работу, расширяя и углубляя информацию из иностранных государств, чтобы она основывалась не столько на газетах, сколько на надежных и серьезных источниках. Он значительно расширял права американских послов, подчинив им все американские учреждения за границей за исключением вооруженных сил на иностранных территориях (подчиненных непосредственно президенту). Американские дипломаты назвали эти перемены «новой эрой активной дипломатии».

Требования к анализу, аналитическим оценкам в современной дипломатии значительно отличаются от тех дипломатических документов, которые готовились в прошлом, и это определяется прежде всего самой сложностью нынешних проблем. Появилось множество новых факторов, которых не было раньше и которые должна учитывать дипломатия. Значительно более сложным стало внутреннее положение многих стран, в связи с ростом демократических процессов возникли новые партии почти в каждой стране. Усилилась роль финансового капитала в политике и роль международных корпораций, появились сотни международных глобальных и региональных организаций. События стали более скоротечными и потребовали немедленной реакции дипломатов.