В заключение несколько слов о современной экономической дипломатии США. В последние годы в Штатах развернулась широкая дискуссия, имеющая целью реформу в экономической дипломатии. В предстоящем десятилетии, по мнению американских политиков, значение международных коммерческих связей еще более возрастет. Это объясняется, во-первых, стабильностью экономического положения, которое обычно содействует торговле, а во-вторых, прогрессом в экономике, в особенности в США.

Американская экономика в настоящее время связана с иностранными рынками, больше чем когда бы то ни было раньше. Бизнес США стал сейчас глобальным. В него вовлечено огромное число партнеров — стран, международных организаций и мировых монополий. А вместе с тем у Вашингтона (а тем более других стран, в особенности у России) нет для решения новых, возникающих проблем (в том числе со сбытом товаров) ни лишних финансовых средств, ни влияния, каким они располагали раньше.

США сейчас ищут рынки сбыта для зерна, автомобилей, самолетов, доступа к новым рынкам сырья, прежде всего нефти, меди и других цветных металлов. «Экспансия бизнеса является частью судьбы нации», — пишет журнал «Foreign Affairs». При этом он отмечает, что когда на вопросы экономической дипломатии не обращается достаточно внимания, это приводит к очень неприятным последствиям. «Три американских автомобильных компании недавно толкнули первую администрацию Клинтона на грань торговой войны с Японией», — замечает по этому поводу заместитель секретаря по вопросам международной торговли. «Страна не может больше обеспечить свое развитие, место занято. Более чем третья часть экономики США связана с экспортом».

В связи с этим встает вопрос: каким американским фирмам дипломатия должна оказывать помощь в первую очередь? Тем расширяющимся иностранным компаниям, которые имеют большие операции в США, скажем, «Northern Telecom» (канадская фирма) или стабильным американским компаниям того же ранга. Предпочтение должно быть отдано канадской компании, она расширяет и обеспечивает занятость американцев. Она легче проникает на канадский рынок

Определение приоритетных фирм должно быть делом госдепа, посольств и не должно быть подчинено интересам одной фирмы. Принцип «что хорошо для “Дженерал моторе”, хорошо и для Америки» — не подходит для коммерческой дипломатии. Должно быть определено, каким фирмам и компаниям, с точки зрения Америки, надо оказывать предпочтение и государственную (дипломатическую) поддержку, какие «экономические альянсы» предпочтительны для США, деятельность каких фирм за рубежом будет содействовать увеличению занятости в США, улучшению американской технологии и т. д., считает журнал «Foreign Affairs».

И еще один вопрос стратегии внешней торговли. Американский бизнес зависит от помощи Вашингтона, его дипломатии в либерализации мировой торговли, устранении торговых барьеров, содействии защите интеллектуальной собственности (США занимают первое место в списке лауреатов Нобелевской премии и лидируют в открытиях и изобретениях). Задача дипломатии — содействовать экономическим реформам. Правительство и его дипломаты в странах пребывания должны содействовать подписанию крупных контрактов, в особенности таких, в которых местные правительства оказывают помощь своим компаниям.

В связи с этим и дипломаты, и бизнесмены на первое место ставят задачу совместных действий администрации, госдепа, посольств и бизнеса, не разрозненных, как это было раньше, а объединенных в один кулак. «Соединенные Штаты должны использовать все средства внешней политики на всех уровнях для достижения намеченной цели, для проведения активной внешнеторговой политики, даже возможно агрессивной». При этом они должны быть направлены не только на ту страну, с которой предстоит решать трудные проблемы, но и на другие страны, влияние которых может оказаться полезным. «Если мы хотим заставить Китай, — пишет заместитель министра по внешней торговле США, — уважать правила глобальной торговли, то мы нуждаемся в давлении на него не только из Вашингтона, но и из Европы, Японии, даже Юго-Восточной Азии». В свою очередь и фирмы должны поддерживать правительство в его внешней политике и дипломатии.

Тесно связаны, по мнению американских руководителей, вопросы бизнеса и прав человека. Соблюдение их способствует развитию торговли, в свою очередь поддержка американским бизнесом политики прав человека помогла решить проблему ликвидации апартеида и создала нормальные условия для торговли с ЮАР.

И еще одна общая проблема бизнеса и дипломатии — расширение торговли во многом зависит от ликвидации одностороннего контроля за экспортом товаров и односторонних санкций. Если коммерческие санкции нужны, они должны стать предметом международных переговоров, быть многосторонними и вводиться только тогда, когда под вопрос ставится национальная безопасность.

Американские бизнесмены и политики обсуждают вопрос и об улучшении финансирования коммерческой дипломатии. Они отмечают, что из года в год сокращаются расходы на дипломатию (с 4,5 млрд. долл. в 1994 г. до 2,8 млрд. долл. в 1997 г., в то время как Франция тратит на те же цели в 10 раз больше, то же положение в Канаде и в особенности в Японии)'. В США все чаще раздаются голоса об увеличении числа дипломатов в посольствах, занимающихся коммерцией (в посольстве США в Бразилии 42 дипломата занимаются политическими вопросами и только 6 экономическими).

Американские бизнесмены считают, что должна быть улучшена подготовка дипломатических кадров с точки зрения интересов США в целом и бизнеса в особенности. В этом направлении уже кое-что делается в США. Кандидаты на заграничную службу США подвергаются сейчас более серьезным испытаниям, чем раньше. Письменный экзамен кандидата состоит из трех частей и содержит больше ста вопросов. Для успешной сдачи экзамена кандидатам рекомендуется закончить университет. Особое внимание при обучении уделяется вопросам экономики и торговли. Курс по принципам экономики занимает два семестра, и по экономической истории США один семестр, по международной торговле и финансам 1-2 семестра, по географии мира — один семестр. Серьезные экзамены проводятся по умению будущих дипломатов анализировать обстановку, решать ту или иную гипотетическую проблему, подготовить соответствующие документы, в том числе по экономическим проблемам.