Латинская Америка — это общее название более 30 государств с населением около 400 млн.чело-век.Долгое время страны Латинской Америки изображались как американские статисты, не оказывающие серьезного воздействия на международные отношения, хотя вклад латиноамериканских держав в развитие цивилизации весомее вклада многих великих держав как прошлого, так и настоящего.

Дипломатическая служба Латинской Америки является относительно молодой, становление ее относится к середине XIX в., но уже тогда возникла одна особенность дипломатии этого континента, обусловленная, вероятно, исторической, культурной и языковой общностью, наличием сильного соседа — США, стремившихся прибрать к своим рукам этот богатейший район: проведение ими совместных действий, стимулирование интеграционных процессов на континенте. Большую роль латиноамериканские страны сыграли в разработке международного права. Аргентина и Бразилия были пионерами в организации коллективного посредничества в международных спорах (1915 г.). По инициативе государств континента была разработана и принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., которая обобщила нормы и принципы, относящиеся к деятельности дипломатических представительств. Дипломатии континента принадлежит особая роль в разработке дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской конвенции 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1939 гг., межамериканской конвенции о праве дипломатического убежища, подписанной в Каракасе в 1954 г. В международном праве известна «Доктрина Эстрады» — конвенция по вопросу о признании новых правительств, сформулированная министром иностранных дел Мексики Х.Эст-радой в 1930 г. и одобренная многими государствами региона. Она отражает необходимость специального акта признания нового правительства какой-либо страны иностранным государством.

Следует отметить высокий профессионализм дипломатов этого региона. В Латинской Америке уже давно существуют специальные академии и институты по подготовке дипл матов. Кандидаты в них отбираются очень тщательно. Подготовка ведется фундаментально. Мне довелось посетить Кубинский институт международных отношений и я могу засвидетельствовать высокий уровень преподавания там. В 1974 г. в Мексике был открыт Институт имени Матиаса Ромеро (видного политического деятеля и дипломата) для подготовки национальных дипломатических кадров. В 1984 г. была создана Дипломатическая академия в Перу. В 1997 г. ее посетила декан Дипломатической академии РФ Т. П. Петрова, она прочла там курс лекций. Эта академия готовит политическую элиту страны. Студентов не боятся привлекать к работе на самых ответственных конференциях. Изучается один язык, но он доводится до совершенства.

Посол О. К. Квасов, хорошо знающий Латинскую Америку и работавший там, отмечает, что на развитие дипломатии континента оказали большое влияние (и продолжают оказывать) французские революции XVIII и XIX вв. и, конечно, связи с Испанией. Тенденция к проведению совместных действий, зародившаяся в середине XIX в., получила развитие в последние десятилетия. Координированные усилия дипломатии латиноамериканских государств направлены на стимулирование интеграционных процессов в Латинской Америке и создание региональных экономических организаций, на укрепление стабильности и безопасности в регионе (Договор о запрещении ядер-ного оружия в Латинской Америке — Договор Тлателолко), договор о создании механизмов политического взаимодействия в международных делах («Группа Рио»), на реорганизацию межамериканской системы (ОАГ). Естественно, что дипломатия и дипломатическая служба латиноамериканских стран имеют свои особенности. В качестве примера можно было бы остановиться на особенностях дипломатии Бразилии, которая не только занимает видное место во внешнеполитических акциях континента, но и пользуется авторитетом в международном сообществе.

Важнейшей чертой бразильской дипломатии является высокий профессионализм ее представителей на всех уровнях. Этому способствует тщательный отбор кандидатов для дипломатической службы и фундаментальная система их подготовки, главным звеном которой является известный не только в Латинской Америке институт «Рио Бранко» — специальное учебное заведение в системе МИД Бразилии.

Особенностью бразильской дипломатии является и глобализм в подходе к международной проблематике, что вытекает из стремления Бразилии, опираясь на свое стратегическое положение, природный, промышленно-технологический и людской потенциал, занять место одной из ведущих стран мира.

Бразильской дипломатии присущи также такие черты, как твердость и последовательность в отстаивании своих позиций, четкость и лаконичность в их изложении, тщательность в подготовке документов, умение идти на разумные компромиссы.

В дипломатических учебных заведениях Латинской Америки в качестве кураторов работает много послов в отставке, т.е выдерживается американский принцип — «дипломатов должны готовить прежде всего дипломаты».

В 1996 г. впервые в Лиме состоялась сессия Организации американских государств. Перу очень хорошо организовала сессию и привлекла к этой работе Дипломатическую академию: преподаватели и студенты были прикреплены к иностранным делегациям. Для делегатов это была помощь, для студентов — практика. Генсек ОАГ поблагодарил правительство Перу за хорошую организацию сессии.

Все сказанное показывает, что в дипломатии Латиноамериканского континента есть много нового, интересного и самобытного, а сами страны ОАГ заслуживают серьезного уважения как солидные партнеры — такую мысль высказал мне только что возвратившийся из Венесуэлы наш посол там Н. М. Елизаров, затем директор Консульского департамента МИД России. Бразилия, Венесуэла, Мексика — это высоко развитые страны. Количество дипломатов в каждой стране не очень велико, но это элита, включающая в себя как профессионалов, так и опытных политиков. Почти все они, помимо своих стран, обучались в США, Франции, Италии, Англии, Германии (из Кубы — в СССР).

Тем более обидно, когда в последние несколько лет (вплоть до 1997 г.) Россия не обращала достаточного внимания на этот континент, контакты на высоком и самом высоком уровне отсутствовали, наши средства массовой информации часто давали искаженную картину в этом регионе. Континент изображался как средоточие пороков. Даже М. С. Горбачев, побывав там, представил его в искаженном виде, заявив, в частности, что Колумбия криминализированная страна, с нестабильной обстановкой, где процветает наркомафия, правят бал наркобароны, а государство не может взять под контроль ситуацию. И это в то время, когда в стране начались значительные позитивные сдвиги во всех областях жизни, в том числе в борьбе с наркоманией.

О каком развитии контактов, связей и сотрудничестве может идти речь при таком отношении к стране высших руководителей СССР?

Между тем наши послы в Латинской Америке подчеркивают, что для развития контактов и двустороннего сотрудничества с этим регионом существуют благоприятные возможности. Меняется традиционная схема торговых связей, начались обмены между отдельными штатами ряда государств и субъектами Российской Федерации, в частности, между губернатором штата Карабобо и Владимирской областью. Латиноамериканские страны стремятся найти собственные лекарства от собственных головных болей, накапливают новый опыт и делают это успешно: они становятся все более перспективным рынком для Российской Федерации.

Для установления контактов в Латинской Америке и ведения переговоров следует знать следующее.

Как правило, латиноамериканские дипломаты ведут переговоры не спеша, упорно, на практические предложения идут, а если есть финансовые проблемы, материальные затраты, то действуют осторожно.

При заключении двусторонних соглашений тщательно проверяют их соответствие внутреннему законодательству. Беседы ведут обычно один на один, записей бесед (во всяком случае при вас) не делают. Поэтому, чтобы закрепить достигнутые решения, российские дипломаты обычно составляют «памятные записки» с изложением основного содержания бесед. Некоторые латиноамериканцы не всегда обязательны, поэтому желательно соглашение держать под контролем.

Латиноамериканцы экспансивны, дружелюбны. Ярко проявляют свои симпатии. Мужчину могут похлопать по плечу (но с мужчинами не целуются). Женщине могут поцеловать руку, хорошо знакомую — поцеловать в щечку. Не очень любят долгих и пустых бесед, предпочитают давать и получать точные ответы. Не любят выслушивать инструкции, предпочитают живой, человеческий разговор. Они более открыты, чем, скажем, западноевропейцы. Этикет по сравнению с западными странами упрощенный. Мужчины обычно одеваются в темные костюмы. Пожилые дипломаты более тщательно следят за своим видом, всегда хорошо и со вкусом одеты.

Следует отметить, что в министерствах (включая МИД) много женщин — не секретарей, а дипломатов, сотрудниц на ключевых постах. Например, в Перу директор департамента стран Восточной Европы, стран СНГ и России — Марта Чавес. Министры транспорта и экономики страны — тоже женщины. Опросы прессы показывают, что к 2000 г. число женщин в учреждениях значительно возрастет.