Соединенные Штаты после распада Советского Союза стали считать себя единственной сверхдержавой, а современный мир — однополюсным миром во главе с единственным лидером — США. Их дипломатия стала носить еще более двойственный характер. На словах они выступают за равноправное сотрудничество с другими странами, в том числе с Россией, но наделе их дипломатия исходит из того, что мир должен быть таким, каким хотят его видеть Соединенные Штаты.

Бывший помощник президента США по национальной безопасности, наставник нынешнего госсекретаря М. Олбрайт 36. Бжезинский в журнале «Foreign Affairs» в 1997 г. призывал США именно к этому: устраивать мир, не считаясь с другими странами. Эти планы предусматривали исключение России не только из круга великих держав, но и из числа цивилизованных государств. Он советовал России не предпринимать тщетных усилий по возвращению себе статуса великой державы. Он выступал за расчленение России на Сибирскую и Дальневосточную республики и Европейскую Россию, т.е. превращение ее в конфедерацию. Мотивировка — так ей легче будет поддерживать связи со своими соседями. Он утверждал, что у России «слишком много земли, и это задерживает ее развитие», т. е. открыто проводил политику, направленную на потерю Россией части ее территории и ее расчленение. В последние годы дипломатия США все меньше считается с интересами России и принимает решения, не обращая внимания на мнение Москвы и многих других стран.

Еще более откровенно задача «чтобы ни одно государство или коалиция государств не смогли господствовать в Европе» ставится в докладе известного фонда «Херитидж» («Наследства»): «Предотвращение возникновения новой российской империи на землях бывшего Советского Союза должно быть приоритетом для США и их союзников», — говорится в нем.

Президент США Клинтон говорил: «Мы должны выполнять руководящую роль. Куда бы я ни поехал, с кем бы ни говорил, мне говорили одно и то же. Мы доверяем Америке, мы хотим, чтобы Америка выступала лидером. Америка должна задавать тон». В этом же направлении выступают и американские разведывательные органы. Так, ЦРУ недавно открыто вмешалось в конкурентную борьбу американского военно-промышленного комплекса «Рейтон» с французской компанией на бразильском рынке. Фирма «Рейтон» получила заказ. Париж был раздосадован этим грубым нажимом и даже выслал из Франции пять американских разведчиков, работавших под крышей американского посольства в Париже.

В последнее время США стали применять другие методы, которые в газете «Herald Tribune» назвали «дипломатией мускулов» (раньше, в конце XIX—начале XX в. ее называли «дипломатией дубинки»), После распада СССР и ослабления России руководители США решили, что теперь можно игнорировать интересы других стран, и поскольку США стали единственной сверхдержавой мира, то ей позволено применять те дипломатические приемы, которые ее больше устраивают, все меньше считаясь со своими партнерами, используя методы давления, решая вопросы силой. Так было при выборе генерального секретаря ООН, когда США стали против всех остальных членов ООН, в том числе и своих союзников. Так было в августе 1997 г., когда Соединенные Штаты пытались организовать военно-морские маневры украинского флота, Турции и других государств под предлогом помощи Украине при вмешательстве «соседней державы», так было при решении вопроса о Боснии и Герцеговине. Лорд Оуэн, бывший министр иностранных дел Англии, участник миротворческих переговоров в Югославии, так охарактеризовал эту дипломатию США: «Вариант урегулирования (боснийской проблемы в 1992 г.) был фактически торпедирован дипломатией США». «США постоянно оказывали давление на ООН, в своих целях использовали напряженность отношений между ООН и НАТО по БИГ, а также между французским и британским контингентами в Боснии. Администрация Клинтона является основным виновником трагедии на Балканах».