Прежде всего определим, что мы называем «малыми странами»? На мой взгляд, довольно удачное определение этому понятию дала профессор одной из нью-йоркских академий А. Б. Фокс. Она пишет, что малыми странами можно считать такие государства, которые не обладают достаточными военными силами, чтобы отражать нападение больших государств в течение длительного периода. Далее Фокс приводит слова Макиавелли о методах разрешения конфликтов: надо быть лисой, чтобы распознать ловушку, и львом, чтобы устранить волков. Желание быть только львом не дает результатов. А. Фокс делает вывод: «Кажется, совет мыслителя хорош для тех государств, которые располагают малыми вооруженными силами».

Действительно, бывают времена, при которых так называемые малые государства могут с большим успехом (применяя в том числе метод лисы) использовать дипломатию, воспользоваться преимуществами своей экономики (нефтедобывающие страны), географического положения и другими факторами, чтобы отстоять свою страну и даже извлечь пользу из столкновения великих и больших государств. Тогда роль малых государств (пример Сербии накануне первой мировой войны, Польши накануне второй мировой войны) значительно возрастает.

После второй мировой войны малые государства, а также Австрия продолжали играть большую роль, чем, казалось бы, позволяли их военные и экономические ресурсы. Бывшие колониальные и полуколониальные державы, приобретя самостоятельность, стали играть значительную роль в делах своих континентов (Нигерия, Египет, Северная Корея, Индонезия), а некоторые и в международной дипломатии. Так, в некоторых проблемах — в отношении ядерных взрывов, по вопросам экологии, не говоря уже о движении Север — Юг (за помощь Севера Югу), — они выступают солидарно против великих держав, доставляя дипломатии последних немало неприятностей и затруднений.

Одна из основных черт дипломатии малых стран заключается в том, что, как правило (если между ними нет больших территориальных или правовых споров), дипломаты этих стран в дипкорпусе поддерживают добрососедские отношения. Отсюда контакты с представителем одного из малых государств открывают путь к установлению связей с дипломатами смежных стран. Наконец, контакты с дипломатами малых государств дают возможность вовлекать их в переговорные процессы с другими государствами. И, как говорил автор, которого мы только что цитировали: «Это может дать большие выгоды. Наиболее щепетильные и деликатные вопросы можно обсудить предварительно через них (через малые государства). Кроме того, эти страны имеют большой дипломатический опыт и выработали гибкую политику. Они обладают также крепкими нервами», тем более, что рассматриваемые спорные вопросы их стран непосредственно не касаются.

При общении с дипломатами малых и средних государств при установлении с ними контактов и вовлечении их в переговоры, важно учитывать возраст их государств: как давно они существуют как независимые государства, каким авторитетом в мировом сообществе они пользуются, насколько опытны и искусны их дипломаты.

Многие европейские страны имеют долгую историю дипломатических традиций, свои школы дипломатии. Это такие страны, как Швеция, Испания, Турция, Греция, Швейцария. Круг их связей больше, чем у только что народившихся государств, и, конечно, Россия и другие страны СНГ должны учитывать это, хорошо знать их историю, культуру, которыми они справедливо гордятся, и главное, их многовековую международную дипломатическую деятельность.

Малые страны часто предпочитают не афишировать свои контакты, вступая скорее в тайные, чем в открытые связи и переговоры, чтобы избежать давления великих держав.

И еще одно обстоятельство надо иметь в виду при завязывании контактов с малыми государствами, которое также обусловливает их закрытый характер. Участие в разрешении споров третьих государств может вызвать неудовольствие или даже протест со стороны части населения, обвинения в том, что страна, дескать, ввязывается в конфликт, который может ей повредить и т. д. Поэтому, привлекая к урегулированию того или другого конфликта третью (малую) страну нужно особенно тщательно соблюдать протокол, этикет этой страны. Впрочем, это относится вообще к вопросу об отношении великих государств к малым странам.

Контакты с малыми иностранными государствами и их представителями имеют и еще одну важную особенность. Возьмем Австрию. Ее статус нейтральной страны и наши контакты с ней обусловливали ее более терпимую позицию в отношении некоторых наших внешнеполитических акций по сравнению с позицией других западных держав. Так, во время ввода наших войск в Прагу в 1968 г. Австрия на официальном уровне выступила со сдержанной оценкой действий стран Варшавского договора.

Очень много дают дипломатии тесные контакты с послами малых стран. В Лондоне во время моего пребывания там посол Финляндии был одним из самых опытных дипломатов. У него были тесные связи с послами западных стран, которые, естественно, считали его «своим». У него были и хорошие контакты с представителями правительства. Его отличал глубокий аналитический ум. Резиденция советского посла и его резиденция были расположены рядом (и иногда даже мячи с нашего теннисного корта залетали на его территорию). У него было доброе отношение к России и он любил говорить: «Мы с вами вдвойне соседи», имея в виду географическую близость двух стран и наших резиденций. Встречи с ним всегда давали пищу для размышлений. Благодаря своим широким контактам с западными послами, он лучше знал и понимал точку зрения Запада.

Малые страны играют важную роль, оказывая дипломатическую помощь другим странам. Впервые в истории дипломатии в такой роли выступила Швейцария. Впоследствии эту дипломатическую эстафету приняла Швеция. Многие швейцарские и шведские посольства, как и послы некоторых других государств, выполняли поручения кубинской дипломатической службы, в том числе связанные с выдачей виз. Посол Швеции в Москве, например, был приглашен для урегулирования дипломатических вопросов между Израилем и некоторыми арабскими странами. Аналогичную роль по урегулированию конфликтов выполняли премьер-министр Швеции и президент Пакистана. В настоящее время число госу дарств, которые готовы предоставить своих послов для урегулирования конфликтов, значительно возросло.

Профессиональная солидарность дипломатов малых стран все больше способствует расширению участия послов одной страны в решении конфликтов другой страны. В положении о дипломатической службе Швейцарии записана обязанность предоставления дипломатами страны услуг иностранным государствам по ведению дипломатических переговоров. Внушителен вклад Нидерландов в содействие «международному диалогу» и улаживание конфликтов.

В последнее время и вновь образованные, относительно молодые государства также стали участвовать в этом процессе (Кот-д’Ивуар, Кения, Сингапур). Дипломаты этих стран привлекаются прежде всего из-за высокого авторитета их государственных руководителей. Более того, конфликтующими сторонами для ведения переговоров приглашаются не только та или другая страна, но и группы стран.

При установлении контактов с малыми странами нужно хорошо знать их протокол, их обычаи и склонности, их этикет, в особенности, когда вы находитесь на их территории. «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». А как мы уже имели случай отметить, эти страны особенно щепетильно относятся к нарушению их обычаев.

Например, большим пороком у многих малых стран является опоздание на прием, если время совершенно точно зафиксировано. Но в Испании, наоборот, прибыть в точно назначенное время не совсем прилично. Нельзя наносить визитов в часы непосредственно после обеда. В Испании, если вам дают визитную карточку, это признак самого большого доверия. Как мне говорил один испанец, это означает, что, приехав в его страну, я могу считать его дом своим домом. Испанские дипломаты идут на контакты довольно свободно, они исключительно вежливы и приветливы, но если вас приглашают остаться на завтрак — не принимайте это приглашение: это может быть простой формальностью. Считается, что принять такое приглашение можно только после третьего повторения его.

В Голландии следует быть особенно сдержанным. На серьезные контакты голландцы идут не сразу. В отличие от испанцев они очень точно соблюдают время (приглашения) и того же требуют от других. Рукопожатия в этой стране, как правило, не приняты. Достаточно просто поздороваться. К комплиментам относятся сдержанно.

Венгры очень эмоциональны. На контакты в силу этого идут свободно. Деловые вопросы не любят обсуждать за обеденным столом, в особенности в ресторане, но совместные посещения ресторанов для закрепления контактов практикуют широко (это сближает партнеров).

В Швейцарии следует обязательно заранее согласовать дату и время визита. Дамам не принято целовать руку, но желательно принести им цветы. В отношении времени швейцарцы аккуратны. Швейцарские дипломаты очень гордятся своей страной, ее историей, своим нейтралитетом.

В современном Вьетнаме чиновники и дипломаты — люди, как правило, образованные, ведут себя на западный манер. На контакты идут охотно, доброжелательны. (Простые люди не знают тонкостей протокола. Они могут прийти к вам без приглашения рано утром.) В 60-е годы, когда я там был, вьетнамцы не употребляли крепких напитков и почти символически пили (вернее, пробовали) виноградные вина. К своему великому соседу относились с известной подозрительностью (но не афишировали этого).